Что такое — фибула? Что такое фибула? Применение и фото фибулы Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

С давних времен и вплоть до эпохи Средневековья застежка фибула была практически единственным видом застежки. Она очень простая и состоит их скобки и иглы. В тех фибулах, которые сохранились до наших дней, мы видим традиционную для того времени форму: прямоугольную или круглую.

Фибула могла быть украшенной эмалью, гравировкой или драгоценными камнями. Ее использовали как мужчины, так и женщины. Чаще всего ею скрепляли плащи, которые напоминали накидки в виде покрывала.

Новое время фибулу превратило поначалу в брошь, используемую как застежка, которая скрепляла воротники, косынки и плащи. Постепенно фибула исчезла, а брошь осталась. И превратилась исключительно в украшение.

Самая простая фибула состоит из двух частей: корпуса и иглы. Корпус имел форму ободка, часто разомкнутого, так называемая подковообразная фибула. Самыми популярными были именно такие фибулы. Игла и корпус были декорированы в соответствии со статусом их владельца. В качестве декора могли использоваться драгоценные камни и металлы, а также гравировка.

При археологических раскопках были найдены самые разные виды этих застежек. Сегодня их можно увидеть в музее. Они называются в зависимости от их принадлежности тому или иному народу: греческие, венгерские, римские, византийские, скандинавские и другие.

Кроме того, фибулы часто использовались не только в качестве застежки или украшения, их часто использовали в качестве оберега от порчи и воздействия злых духов. А когда была изобретена английская булавка, то к ней перешла и функция защиты.

Сегодня фибулу также можно приобрести в специальных отделах, где торгуют предметами старины. Также можно заказать ее изготовление мастеру, который умеет изготавливать различные символы и артефакты. Вы и сами можете изготовить эту застежку своими руками. Однако самым простым вариантом будет найти ее на ebay, где предлагают часто приобрести как древние, так и современные застежки фибулы.

Сегодня мы знаем очень много разновидностей застежек, однако фибула была и остается первой.



Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт о моде "сайт" обязательна!

Слово «брошь» (англ. brooch ) происходит от французского «broche» , что в переводе означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным назначением броши – скреплять одежду. А необходимость скреплять одежду появилась тогда, когда человек впервые надел на себя что-то побольше, чем набедренная повязка. Поэтому не удивительно, что история броши практически равна истории человечества.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в бронзовом веке. Он не только отличался от современной броши своей конструкцией, но и имел другое название – фибула (англ. fibula) . Фибула изготавливалась из металла и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, через которые продевался массивный изогнутый штырь, скрепляющий ткань. Но он быстро портил ткань, и вскоре люди додумались до безопасной конструкции фибулы с штырем в виде шипа. Фибула имела много конструктивных разновидностей. Так, например, венгерская фибула изготовлялась из цельной металлической проволоки и своей конструкцией напоминала традиционную английскую булавку. А греческая фибула состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

Примеры античных брошей - фибул:

В Средневековье помимо фибул появились аграфы (англ. agraffe )– заколки, которыми скрепляли воротник нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Позже их стали использовать и как заколки для волос. В эпоху Возрождения, в связи с радикальным изменением моды, фибулы и аграфы сдали свои позиции, поскольку стали не нужны, а в моду вошли подвески.

Примеры античных брошей - аграф:

Брошь Севинье - родоначальница современных видов брошей

В нынешнем понимании брошь появляется только в XVII веке благодаря французской писательнице и фаворитке короля Людовика XIII мадам де Севинье. Именно она ввела в моду брошь как аксессуар. Мадам де Севинье посчитала, что привязывать ленточками или пришивать к платьям подвески – работа, которая занимает слишком много времени. И она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая дама высшего света считала делом чести иметь в своем арсенале несколько разных брошек (). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные дамы начали использовать броши для передачи «тайной» информации. Надев условленную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя, или о получении важного известия.

Портреты мадам Севинье в броши ее изобретения:

Так, с легкой руки мадам де Севинье, вошел в моду этот прекрасный аксессуар и остается популярным по нынешний день.

Какие бывают ювелирные броши?

Есть несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления, броши различают:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть как со вставками, так и без них. Вставки выполняются драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, эмалью.
  • Бижутерные броши из латуни или других сплавов. Такие броши инкрустируют полудрагоценными камнями, стразами, стеклярусом или кристаллами Сваровски.
  • Броши, выполненные из других материалов - полимерной глины, пластика, кожи, бисера, дерева, текстиля, валянные из шерсти. Эти украшения часто выполняются вручную (броши в технике хендмейд), что придает им особенную прелесть.

Броши также различают по типу декоративной обработки и разделяют на такие виды:

  • Ажурные броши, материалом для которых служит металл, кость, пластические массы и другие. Металлические ажурные броши изготавливают методом выпиливания ажура или же штампованием, а также техникой филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

  • Гладкие броши. Гладкие броши в основном состоят из одного крупного поделочного камня, например, пейзажного или ландшафтного агата. Часто также вокруг камня размещают множество оттеняющих его мелких камушков.

  • Броши-геммы - выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефами (то есть выпуклым, выступающим изображением), называются «камеи». Напротив, броши-геммы с «горельефным», утопленным изображением называли «инталии». Подобные украшения высоко ценились не только как драгоценности (часто исполненные из ценных пород камней или раковин), но еще более как произведения искусства - миниатюры с разнообразными сюжетами, портретами и жанровыми сценами.
    • Броши-камеи (англ. cameo brooch )– вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Большой любительницей камей была императрица Екатерина II, которая свою любовь к этим украшениям называла «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям были начаты массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней Уральских гор.


    • Броши-инталии (англ. intaglio) . Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.


  • Эмалевые броши. Основания таких брошей изготавливаются из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу налаживается эмаль. Используют разные техники наложения – живописную эмаль, воспроизводящую различные рисунки (например, знаменитая ростовская финифть), перегородчатую эмаль (техника клаузане), выемчатую эмаль (так называемую технику шамплеве). Эмалевые броши часто являют собой тонко выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о ювелирных украшениях с горячей и холодной эмалью).

  • Мозаичные броши. Их обычно изготовляют из смальты – стекла специальной варки, которое обладает большим разнообразием цветов. Мозаика составляется из мелких кусочков смальты, которые, соответственно с композицией, вклеиваются в основание броши при помощи специальной мастики. Поверхность мозаики полируется. Эту технику называют микромозаикой .

Фибула (лат. fibula – шпилька, застёжка), металлическая застежка для одежды, одновременно служившая украшением; красивая булавка с безопасной иглой, помещенной на обратной стороне для крепления к одежде. Составные части самой простой фибулы – игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель) и пружина, соединяющая иглу с дужкой. Фибулы использовались задолго до Рождества Христова и вплоть до XV века. Их внешний вид со временем значительно изменился. Вообще, фибула в XII-XV веков и в Европе, и на Руси это уже не столько украшение, сколько функциональный элемент одежды.

Фибула из Пренести, Praenestina Fibula. Италия

Фибулы использовались для крепления передников в женской одежде, для подвески бус и цепочек, для подвески амулетов и звенящих привесок. Интересна фибула с крючком XV столетия. Ее размер 1,5 х 3 см. и что подвешивалось на такой крючок можно только догадываться. Фибулы, выполненные из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, несомненно, образцы ювелирного искусства. Изготовление украшений в средние века было делом весьма трудоемким и ювелир, он же кузнец, кующий украшения, в прямом смысле вкладывал душу в изделия, с каждым ударом молотка.

Основным типом западноевропейских фибул всегда оставались фибулы кольцевидные с железными иголками. Железные иголки часто использовались даже на фибулах и пряжках из цветного металла, так как железо значительно прочнее. Возможно, в случае с кольцевидными фибулами это имело не столько практическую (нагрузка на иглы могла быть и невелика), сколько символическую, магическую нагрузку. Зачастую на них изображались какие-то астрономические символы, связанные с конкретными датами, небесными явлениями или календарными праздниками. Сама фибула выступает как образ небесного свода, или образ циклического времени, ежегодной смены времен года.

Наиболее простым видом кольцевидной фибулы является колечко, в которое всовывалась ткань, прокалывающаяся затем булавкой. Другой простой вариант – узкое колечко, с надетой на него иглой. Если колечко пошире, то на нем может быть нанесен какой-либо орнамент. Такие фибулы были широко распространены в Западной Европе в XII-XIII веках. В этот же период они появляются как в городах севера Руси, так и в сельской местности. Узор на фибулах мог быть как в форме треугольников и точек, так и в виде растительного орнамента, и в виде надписей латинскими буквами (это уже типично западноевропейский вариант).


Фибула из латуни

Еще одним, чисто европейским вариантом кольцевидных фибул были фибулы с изображениями рукопожатия, другими фигурными барельефами на плоскости кольца, и фибулы со вставленными в них стеклышками или самоцветами. На Руси такого типа фибулы, видимо, не делались и встречаются крайне редко. Зато на северо-западе Руси, в Карелии и на поборежье Финского залива, распространенным в XII-XIV веках был наиболее простой вид западноевропейской кольцевидной фибулы.

В средние века фибулы делались как ковкой, так и литьем. И это определялось не столько мастерством мастера, сколько имевшимся у него в наличии сырьем. Так, из руды, которую, чтобы добыть металл, все равно нужно плавить, рациональнее сразу изготовлять вещи литьем. Именно поэтому среди изделий из Скандинавии, богатой рудами цветных металлов, преобладают литые изделия. В случае, когда под рукой уже отлитые полуфабрикаты – бруски, прутки, проволока, небольшие листы металла, проще будет изготовить изделие ковкой. В Древней Руси не было собственных залежей меди, свинца, олова. Медь, бронза, латунь, олово и свинец доставлялись на Русь в виде прутков или слитков или в качестве металлического лома. Естественно, изготовление шло по пути наименьшего сопротивления. Иногда можно было просто немного обработать ковкой латунный или медный пруток, или медный лист – кусок медного котелка, например.


Скифская лучковая фибула
начало II века до нашей эры


Фибула кованая
со змеями

Разновидностей фибул достаточно много: подковообразные фибулы, лучковые, арбалетные, кольцевидные, витые; фибулы с треугольным и ромбовидным сечением, кованые и литые и так далее. Четко разграничить их невозможно так как кованая фибула может быть одновременно и подковообразной и треугольгого или ромбовидного сечения или, например, витой. В X-XI веках в Европе основным видом фибулы была подковообразная. На Руси такие фибулы использовались до XIV века. Подковообразная фибула может быть просто прикреплена к одежде, как современная брошка или значок. Но в древности их, как правило, использовали не только в качестве украшения но и в качестве конструктивного элемента одежды. Застегнуть разрез на горловине рубашки или запах «кафтана», застегнуть плащ или тканый пояс. Проще сказать, для чего сейчас используются «английские булавки» можно сделать при помощи средневековой подковообразной фибулы.

Самый красивый вид фибул, продержавшийся на Руси дольше всего – витые фибулы. Они использовались в Новгородской земле до XV века. Дело в том, что в X веке в моду уже стали входить литые пуговицы, пришедшие на Русь от кочевников. Постепенно пуговицы, как более удобный вид застежки, вытеснили фибулы, причем не только в русском, но и в западноевропейском костюме. Однако для некоторых народов фибулы оставались предметом национального костюма даже в XX веке. Фибула, например, характерна для женского этнографического костюма стран Балтии. Фибулы несколько модифицированного вида (силюгамы) являются частью этнографического костюма некоторых финно-угорских народов России. Но появились фибулы в костюме этих народов еще в эпоху средневековья.


Фибула витая из сплющенной
медной проволоки стиля ар-нуво


Фибула из перекрученной проволоки
со змеиными головами на концах

Одной из разновидностей фибул являются фибулы треугольные и ромбовидные в сечении. Чтобы изготовить треугольную в сечении фибулу нужен пруток или проволока треугольного сечения. Чтоб ее сделать нужно изготовить специальный желобок треугольной формы в железной наковальне (сделать такой ровный желобок в условиях средневековой мастерской задача сама по себе непростая). А затем надо просто молотком «вколачивать» в этот желобок проволоку, пока она не примет треугольную форму. Из такой проволоки делали браслеты, перстни, головные уборы, нашивные на одежду украшения из проволоки с треугольным сечением. Фибулы, треугольные в сечении, встречающиеся на Руси, в Северной Европе и среди финнов Поволжья в XI-XIII века.

В наше время существует множество аксессуаров, используемых в качестве застёжки, но самой первой стала фибула. Этот предмет был единственным типом застёжки в период с древних времён до раннего Средневековья.

Что представляет собой фибула?

Не знаете, фибула - что застёжка для одежды, выполненная из металла, которая использовалась в железном и бронзовом веках. Предмет состоял из нескольких частей, верхняя иногда украшалась. Чуть позже фибулу стали применять не только в качестве застёжки, но и как украшение, в Прибалтике это веяние сохранилось и сегодня.

Составные части фибулы

Застежка с течением времени видоизменялась, но чаще всего встречается предмет, состоящий из следующих частей:

  • Иголка для скрепления одежды.
  • Иглодержатель. Это желобок либо узкий держатель, в который заходит конец иглы. Иглодержатель нужен для удержания иглы в одном положении и предохранения пальцев от укола.
  • Корпус или дужка фибулы.
  • Пружинка для соединения иголки с дужкой.

На протяжении доисторического периода фибула претерпела многочисленные изменения. Каждая эпоха оставляла свой след - изменялась дужка, предмет стал служить ещё и украшением. Менялся механизм действия пружины и иглодержателя, от функционирования которых зависела пригодность застежки и прочее.

Итак, фибула - что это? Простейшая застежка состояла из скобы и иглы. В сохранившемся до сегодняшних дней предмете чётко видна первоначальная форма - квадрат или круг. После того как изделие стали использовать ещё и в качестве украшения, его начали расписывать эмалью, наносить рисунок и дорогие камни. Носили и мужчины, и женская половина человечества. Фибула нужна была для скрепления одежды, чаще всего плаща. В древности им служила накидка по типу покрывала, концы которого и требовалось скреплять.

Позже фибула трансформировалась в своеобразную брошь-булавку, которой закалывались концы косынки и воротнички. Со временем крепление пропало, а брошь осталась в качестве украшения, которое женщины носят и сегодня.

Следующая конструкция фибулы состоит из корпуса и иголки. Корпус делался в виде незамкнутого ободка (подковообразная форма), как раз эти фибулы получили большую распространённость. Владелец украшения, в зависимости от статуса, декорировал обод и иглодержатель дорогими камнями, металлами либо рисунком.

Виды застёжек

В числе музейных экспонатов, добытых археологами, встречаются разные виды фибул. Все эти стародавние застёжки имеют собственные названия, данные в зависимости от того, к какому времени и народу они относились. Известны следующие фибулы:

  • Греческие и римские.
  • Венгерские и скандинавские.
  • Византийские и прочие.

Для некоторых народов фибулы не только являлись застёжками для одежды и украшениями, но и применялись в качестве оберегов от недобрых духов и порчи. После появления французской броши-булавки защитная функция перешла на неё.

В Венгрии фибулы изначально изготовлялись исключительно из проволоки. Механизм изделия был следующим - один из концов дужки, совершив небольшой спиральный виток, переходил в иголку, а второй конец, который тоже был закручен спиралью, являлся её держателем.

Скандинавские фибулы произошли, скорее всего, от венгерских, их отличие заключалось в следующем - иголка и дужка были не единым целым, элементы насаживались друг на друга.

Греческая металлическая застёжка для одежды состояла в основном из пары или четырёх спиральных окружностей, соединённых между собой. Иголка выходила из одной спирали и закреплялась на другой. Спиралевидная форма держателя иглы свидетельствует о неразрывной связи греческого украшения со скандинавским и венгерским. Кроме того, аналогичные аксессуары для одежды были обнаружены при раскопках на юге Италии и отдельных окрестностях Средней Европы, куда попали они, скорее всего, из Греции.

Италийские фибулы наиболее разнообразны по механизму действия и форме основания. В старинных италийских фибулах строение иглодержателя практически не отличается от скандинавских и венгерских, то есть образовывается оно за счёт нескольких витков спирали. Но в будущем прослеживается видоизменение - спиралевидный держатель иглы сменяется сначала плоской пластиной круглой формы, а спустя время появляется пластина с завёрнутыми краями, образующими желобок, заканчивающийся пуговкой.

Формы италийских фибул

Они были обнаружены в нескольких формах (речь идёт о форме дужки):

  • Дуговальные (форма полукруга). Это старейший тип фибулы. Дужка может быть одной толщины, с уплотнением на некоторых участках, гладкой или с полосами в разных направлениях, украшенной бусинами и прочее.
  • Ладьевидные - дугообразная, утолщённая посередине полая дужка. Держатель для иглы в этой модели может быть длинным или коротким.
  • Извивающиеся - это самая разнородная группа. Образцы встречаются самые разные - с причудливо изогнутой дужкой, с длинным желобом в качестве иглодержателя, с пуговкой на конце желоба (встречаются на самых последних фибулах) и прочее.

Чертрозские фибулы

Чертрозскими принято называть образцы с вытянутой формой дужки, которая плавно перетекает в желобоватый иглодержатель с пуговкой и завёрнутым кверху концом. Такие застёжки были обнаружены в большом количестве при раскопке могильника Чертрозы среди прочих вещиц италийского убранства.

Хальштаттские фибулы

В могильнике Хальштатта в числе различных италийских форм фибул были обнаружены некоторые образцы, характерные именно для этой местности. Большой интерес представляют застёжки очкообразной и арбалетовидной формы. Первый вид состоит из пары спиралевидных кружков, соединённых между собой, такая форма напоминает венгерские, скандинавские и греческие фибулы. Поскольку раскопаны они были в Хальштатте, то и обозначение получили соответствующее - хальштаттский тип.

Отличительной чертой арбалетовидных фибул является то, что спираль представляет собой множество спиралевидных оборотов, расположенных перпендикулярно дужке. В отдельных арбалетовидных застёжках окончание держателя иглы декорировано миниатюрой головы животного либо человека, склонённой назад или устремлённой вверх.

Назначение фибул

Ответ на вопрос о том, фибула - что это, вы уже знаете. Каково же ее предназначение? Древнегреческое женское население прикалывало фибулы и на верхней, и на нижней одежде, мужской пол использовал изделие только на верхней одежде. Чаще всего мужчинами плащи фиксировались фибулой на правом плече, пореже на груди. Женщины закалывали застёжки на двух плечах.

Описание фибулы встречается в произведении «Одиссей»: «Благочестивый Одиссей был облачён в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прицеплена золотая застёжка с парными трубками; на внешней стороне застёжки умелый мастер изобразил пса, держащего в передних лапах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все поражались живости, с какой были нарисованы золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, пытаясь спастись, противилась ногами».

Некоторые женщины скрепляли полы туники множеством застёжек. Чуть позже стали закалывать подол немного выше колена, таким образом получалась своеобразная складка, придавая одежде особый вид. В качестве пряжки фибула использовалась преимущественно на поясах и перевязках.

Интересно! В Древней Греции и Риме фибулой также принято было называть специальный зажим для крайней плоти. для одежды использовались в целях соблюдения норм приличия при появлении обнажённого мужчины, к примеру, атлета или гладиатора.

Где сегодня можно приобрести фибулу?

Фибула - что это такое, мы выяснили. Где её можно купить? На сегодняшний день производством фибул занимаются в Эстонии. Там существует объединение «Уку», традиционные фибулы в ассортименте художественных изделий которого занимают особое место. Найти там можно самые разные застежки: плоские, квадратные, конусообразные, формы в виде подковы и прочие. Чеканные образцы украшают геометрическим рисунком, а конусообразные - растительным. В качестве отделки некоторых фибул используют «глазки» из цветных камней.

Тем, кто не может приобрести фибулу в Эстонии, рекомендуется обратить внимание на ассортимент тематических отделов, которые реализуют предметы старины, или просто заказать металлическое украшение у мастера, специализирующегося на изготовлении символических предметов.

ГОУ СОШ № 000 ЗОУО Г. МОСКВЫ

Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья

Исследовательская работа по истории

Халиани Анастасия

6 «Б» класс

Руководитель:

учитель истории, обществознания, права

МОСКВА 2010
Оглавление

Введение . 3

Глава 1. Описание фибулы. 5

Глава 2. Фибулы, представленные в ГИМ. 10

Глава 3. «Пальчатые» фибулы.. 17

Заключение . 20

Литература . 22

Введение

В прошлом учебном году мы начали изучать историю Древнего мира и посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее. Мы посетили музей и были поражены представленной экспозицией, поэтому решили подготовить исследование о виртуальном путешествии в каменный век. В этом году мы знакомимся с историей средних веков, продолжаем посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее, и решили продолжить свою исследовательскую деятельность .

Нас заинтересовал период раннего средневековья и украшения женского костюма – фибулы. Что такое фибула мы даже не знали. Поэтому и решили познакомиться поподробнее с этим украшением. Тема актуальна , так как костюм всегда был отражением статуса человека в обществе. Ту же роль выполняли и украшения.

Объект исследования – завершающий этап железного века и переход к эпохе раннего средневековья, получивший в науке название Великого переселения народов.

Предмет исследования – женские украшения.

Цель – обобщить и расширить знания об эпохе раннего средневековья, познакомиться с важным элементом в системе украшений, одним из самых ярких видов застежек – фибулами, используя литературу и памятники Государственного Исторического музея.


Задачи :

· посетить залы Государственного Исторического музея, посвященные эпохе раннего средневековья;

· охарактеризовать на основе памятников женские украшения эпохи раннего средневековья;

· проследить, как менялась форма и устройство фибулы;

· выяснить на какие группы делятся фибулы;

· определить, как украшения отражали статус человека в обществе;

· создать эскизы фибул в рисунках;

· создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

Методы исследования : описание, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации, метод моделирования.

Гипотеза : является ли фибула элементом украшения и отражением статуса человека в обществе.

Наше исследование включает введение, три главы основной части, заключение, иллюстрации фибул и собственные эскизы этих украшений.

Практическая значимость . Работа может быть использована при подготовке сообщений, при подготовке внеклассных мероприятий и уроков по культуре Средневековья. Она расширяет знания по изучаемой теме.

Глава 1

Описание фибулы

DIV_ADBLOCK36">


https://pandia.ru/text/78/194/images/image003_113.jpg" align="left" width="219" height="228 src=">Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.

Греческие фибулы (рис.3), которые восходят к очень отдаленным доисторическим временам, состоят отчасти из двух, иногда из четырех симметричных спиральных кружков, соединенных при помощи довольно короткого корпуса. Игла выходит из одного кружка и укрепляется на другом. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image005_69.jpg" align="left" width="123" height="178">дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.

· ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.

· змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней, так и на исподней одежде, мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах.

В «Одиссее» (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«Божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами».

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовыми , а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью.

Обычай скалывать плащ особой застежкой – фибулой – сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами. Фибулы, а также металлические поясные пряжки и накладки так называемого «геральдического» стиля, распространившиеся в эпоху Великого переселения народов от Дуная до Урала, на Нижнюю Оку были принесены именно днепровским населением. Здесь сложился даже свой, окский, тип - крестовидная фибула.

Глава 2

Фибулы, представленные в ГИМ

Зал 7 . Восточная Европа и Азия в раннем средневековье (III– начало V Ш в.)

Зал 8 . Древнерусское государство в IX–XII вв.

Зал 9 . Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)

Раннесредневековые фибулы - огромная и исторически очень важная тема. Разработка ее затруднена, прежде всего, тем, что время бытования фибул – заключительный этап великого переселения народов, запутывающий и хронологию, и этническое определение отдельных народов.

Географически эта тема во всем ее объеме охватывает всю Европу - от Балтики до Ломбардии и от Северного Кавказа до Испании. В пределах Восточной Европы наиболее интересны два района: Причерноморье, где родились многие исходные типы, и лесостепное Среднее Поднепровье, "Русская земля", где появились свои вариации южных образцов.

Зал 7 посвящен завершающему этапу железного века и переходу к этапу раннего средневековья, получившего в науке название Великого переселения народов. Эти процессы охватили всю северную часть Евразийского континента – от берегов Тихого океана на востоке до побережья Атлантического океана на западе. Весь мир пришел в движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.

Зал 8 представляет памятники времен образования Древнерусского государства в IX–XII вв.

Зал 9 посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета.

Зал 7

На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II века и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, создавшего империю.

Следующая эпоха связана с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтнического союза племен, возглавляемого гуннами. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.

В третьей четверти I тыс. н. э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.

В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры.

Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.).

Эти сокровища попали в дремучие леса Прикамья не случайно. Они являлись платой иноземных купцов местным князькам за пушнину, которая высоко ценилась на Востоке. Обилие монетных кладов в Поволжье подтверждает вывод о том, что в те времена именно Волга с притоками, Камой и Окой, была главной торговой артерией, которая соединяла восточные и западные страны.

Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках. Часто привески крепились к поясу и выполняли функцию оберега: их бряцанье и шум при ходьбе должны были отгонять злых духов. Эти вещи принадлежали прямым предкам современных финно-угорских народов Волго-Камского региона.

В левой части витрины 10 – золотая гривна и мелкие золотые бляшки, которые нашивали на тонкую ткань одежды, стеклянная чаша с изображением пира Диониса. Эти вещи найдены в богатых погребениях знати, культура которой испытала сильное влияние античных городов-колоний Северного Причерноморья. Подобные украшения получили широкое распространение во всей Европе благодаря германцам и аланам.

Ниже можно увидеть тяжелые бронзовые фибулы, броши, подвески с цветными эмалевыми вставками. Такие украшения, получившие название «варварской эмали», обычно связываются с балтами, миграции которых прослеживаются далеко на юг и восток – в Поднепровье, в Поочье и Москворечье.

Зал 8

В 8 зале в витрине 21 можно увидеть женские украшения самой разной племенной принадлежности. Среди них «черепашьи» фибулы.

Среди скандинавских древностей, встречающихся в Восточной Европе, наиболее яркую и многочисленную группу составляют так называемые скорлупообразные или черепаховидные фибулы, получившие согласно типологической работе Яна Петерсена соответствующую индексацию: Petersen - 51. В исследованиях, посвященных русско-скандинавским связям, скорлупообразные фибулы привлекаются как бесспорные доказательства пребывания норманнов на Руси.

Большинство скорлупообразных фибул типа Р-51датируются в пределах 900-950 гг. Предложенная датировка свидетельствует о присутствии скандинавов на Руси уже на ранних этапах.

Зал 9

В 9 зале в витрине 3 представлены овальные фибулы славян Поднепровья. Витрина показывает пестрый этнический состав здешнего населения в древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки славянских, финских и балтских женских украшений. (5) – карельские овально-выпуклые фибулы с плетеным узором, (8) – балтские подковообразные фибулы.

В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв.

В витрине 9 представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.

Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов . В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма, а также изделия ювелиров, среди них фибула.

DIV_ADBLOCK39">

Глава 3

«Пальчатые» фибулы

«Пальчатые фибулы» появились в конце IV века в среде восточных германцев. В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы. Округлые выступы на фибулах изначально изображали головки фантастических животных – мифологических персонажей. Позже эти изображения переосмыслялись и превратились в «пальцы».

Сложные космологические композиции на зооморфных и антропоморфных фибулах V – VII вв. из Среднего Поднепровья с их Дажьбогом, знаками земли и солнца, птицами и змеями, с неизменным ящером. Это не стихийное бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение той картины мира, которая была истолкована и воплощена в образы многими поколениями ведунов.

Фибулы были предназначены не только для украшения, но и для охранения от рассеянных повсюду невидимых носителей зла – упырей-вампиров и вредоносных навий.

Все виды работ с металлом в древности были связаны с множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы.

В 1906 г. В. А. Городцов нашел интересную фибулу близ хутора Блажки Зеньковского уезда Полтавской губернии.

Основа этого украшения – двупластинчатая фибула с полукруглым одним щитком и ромбовидным другим; пластины соединены дужкой. Такие фибулы широчайше распространены в Причерноморье, в Восточной Европе и прослеживаются во множестве вариантов в Западной Европе. Полукруглый щиток часто снабжался декоративными отростками (5-7), что и привело к не очень точному наименованию их пальчатыми. Блажковская фибула "родилась" из какого-то гладкого варианта без отростков. Носили эти фибулы, очевидно, двояко: вниз полукруглым щитком и вверх этим щитком, что сказывалось на направлении дальнейшего усложнения более поздних типов. Блажковская фибула была предназначена для ношения полукруглым щитком вверх.

Весьма интересную и распространенную категорию находок составляют пальчатые фибулы, имевшие полукруглые щитки с пятью-семью выступами, которые встречены в составе кладов, на нескольких пеньковских поселениях и в захоронениях. На селище Барнашевка в Винницкой области открыт производственный комплекс третьей четверти I тыс. н. э., в котором найдена литейная форма для изготовления пальчатых фибул.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image024_14.jpg" align="left" width="101" height="198 src=">Пальчатые фибулы найдены в конце XIX в. у деревни Колосово Воронежской губернии в составе клада украшений, относящихся к древностям антов (вторая половина VI – первая половина VII в. Бронза). Среди находок – височные кольца, браслеты, фибулы, детали поясного набора (представлены в ГИМ).

Веер" href="/text/category/veer/" rel="bookmark">веерообразная драпировка.

Заключение

Теперь мы имеем наглядное представление о фибулах.

· В результате своего исследования мы доказали гипотезу, что фибула является элементом украшения и отражением статуса человека в обществе. Так же выяснили, что этот элемент одежды был необходим не только женщинам, но и мужчинам.

· Фибула – особого вида застежки, весьма распространенные в доисторические и древние периоды и служившие для скрепления одежды, а также для украшения. Это латинское слово обозначает тонкую грифельную кость лошади, которую в древности использовали для закалывания одежды.

· Как по устройству, так и по назначению фибулы имеют много общего с нашими брошками и так называемыми английскими безопасными булавками.

· Обычай скалывать плащ особой застежкой - фибулой - сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами.

· Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. При всех изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подвергались в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.

· Составными частями фибулы являются:

1) игла, предназначенная для скрепления одежды;

2) иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов

3) дужка, или корпус фибулы

4) пружина, соединяющая дужку с иглой.

· Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

· Бронзовый век почти не знал фибул. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Оскаром Монтелиусом, шведским археологом, на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

· Среди памятников Государственного Исторического музея представлены тяжелые бронзовые «пальчатые фибулы», «черепашьи» или скорлупообразные, кольцевые фибулы, карельские овальные фибулы, балтские подковообразные фибулы.

· В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы.

· Фибулы нередко являлись образцами ювелирного искусства. Их делали из железа, бронзы, серебра. Они были литые, кованые, витые, украшались драгоценными камнями , эмалью.

· В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений оберегающего значения.

· Костюм и украшения (серьги, височные кольца, бусы, шейные гривны, колты, рясны, наручи, застежки и т. д.) с древнейших времен являются одним из самых важных источников для реконструкции этнических и социальных процессов на разных этапах исторического развития и отражением статуса человека в обществе.

· С изобретением пуговиц фибулы в большей степени исполняют роль украшений.

Используемая литература

1. От каменного века до 18 столетия. Путеводитель по залам 1-21 Государственного Исторического музея. М., 2003

2. Кареев книга древней истории. – М. Просвещение, Учебная литература, 1997.

3. Рыбаков Б. А. Древние русы. - Сов. археология. М., 1953

4. Рыбаков древних славян. М., 1981.

5. Седов в раннем средневековье. М., 1995.

6. Ханенко Приднепровья. Киев, 1901.

7. К датировке скандинавских фибул типа Petersen-51 http://www. /forum/index. php? showtopic=1578

8. Подковообразные и кольцевидные фибулы-застежки. http://kladoiskatel. /653.html

Приложение

wjday.ru - Женский портал - Wjday