Чем был наполнен 1 шар братьев монгольфье. Первый полет на воздушном шаре (1783 год, франция). Другие типы аппаратов

21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело.

Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

Тем не менее какие-то практические шаги в этом направлении начались в XVIII веке.

Конечно, нужно сделать небольшую оговорку: первые практические шаги в Европе. Ибо, если открыть описание военного похода китайского генерала Чжугэ Ляну, жившего в III веке нашей эры, можно встретить там такие строки:

«Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы. Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему».
Так что беспилотники в качестве психологического оружия, ставшие известными нам под именем китайских фонариков, в Азии появились очень давно.

Первую действующую модель летательного аппарата легче воздуха в Европе создал в 1709 году португалец Бартоломеу Лоуренсу де Гусман, приехавший в Лиссабон из Бразилии. Он показал королю Жуану V бумажный воздушный кораблик, который был наполнен горячим воздухом и поднимался к потолку.

Некоторые писали, что на полноразмерном корабле сам Лоуренсу де Гусман пролетел около километра, но достоверных свидетельств этому нет.


Какое-то время в русскоязычной литературе следующим кандидатом на первого человека в небе был некий нерехтинский подьячий Крякутной (или Крякутный), который совершил полет на воздушном шаре в 1731 году. Сейчас стало понятно, что рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.» сфальсифицировал известный коллекционер (и фальсификатор) Александр Сулакадзев в XIX веке.


Так что первыми отправить человека в небо было суждено двум братьям-французам — Жаку-Этьенну и Жозефу-Мишелю Монгольфье. Эти инженеры и естествоиспытатели сочли, что облака летают из-за их электризации, поэтому нужно сделать нечто подобное — дым, полученный от сжигания шерсти (от трения о которую, как мы знаем, все электризуется). Оболочку шара они сделали из бумаги, и первый «беспилотный» полет состоялся 5 июня 1783 года при большом скоплении народа.


19 сентября 1783 года впервые в истории свой полет совершили нелетающие живые существа. Демонстрация аппарата королю проходила под Парижем, в Версале. Первыми пассажирами аэростата стали .

Кстати, полет чуть было не сорвался из-за того, что оболочку подготовленного воздушного шара размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако братьям удалось к назначенному сроку создать еще один аэростат. Воздушный шар поднялся в воздух, пролетел четыре километра и, несмотря на порвавшуюся оболочку, благополучно приземлился. Животные почти не пострадали.

За время полета в качестве топлива было израсходовано 32 кг соломы и 2,3 кг шерсти. Эти материалы выбрали потому, что, согласно существовавшему на тот момент мнению, подъемной силой для шара должен был служить газ, обладающий «электрическими свойствами». Шерсть и солома прочно ассоциировались с электричеством, ведь, чтобы его получить, древние греки натирали шерстью кусок янтаря, который после этого притягивал солому.

Настала очередь человека. 21 ноября 1783 года в два часа дня около замка ла Мюетт в Булонском лесу на воздушном шаре в воздух поднялись химик и физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд. Полет продолжался 25 минут. Первые в истории воздухоплаватели плавно приземлились на холме Бют-о-Кай и открыли шампанское. Так, кстати, появилась воздухоплавательная традиция отмечать успешный полет шампанским.


Мир изменился, человек научился летать. Судьбы всех четырех первопроходцев сложились по разному. Братья Монгольфье продолжили свою инженерную и промышленную деятельность. Их главным изобретением стала прозрачная бумага (калька), промышленное производство которой братья наладили в своем родном городке Аннонэ. Кстати, их фирма сохранилась и поныне. Компания Canson выпускает различные виды декоративной и фотобумаги.

Пилатр де Розье попытался перелететь Ла-Манш на шаре совмещенной конструкции, использующей подъемную силу как водорода, так и горячего воздуха. 15 июня 1785 года он стал первой жертвой авиакатастрофы.


Монгольфье или Монгольфьер (фр. Montgolfier) - братья Жозеф-Мишель (1740-1810) и Жак-Этьенн (1745-1799), изобретатели воздушного шара.

На долю братьев Монгольфье выпал первый положительный успех в воздухоплавании - они достигли поднятия изготовленного из бумаги шара с отверстием внизу, наполняя шар горячими газами, которые были легче воздуха, пока температура их была еще достаточно высока. В основе эксперимента лежала ошибочная идея о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы образуется «электрический дым», способный поднять наполненное им лёгкое тело. Впоследствии Соссюр опроверг её произведя поднятие шара нагреванием заключённого в нём воздуха с помощью введения в отверстие шара раскалённой железной полосы.

Первый публичный опыт Монгольфье произвели 5 июня 1783 года с шаром из холста, оклеенным обоями, производящимися на принадлежащей семье фабрике. Шар имел 39 футов в поперечнике, за 10 минут взлетел с грузом около 200 кг на значительную высоту и опустился в 4200 футах от места подъёма. Жак Шарль решился наполнить шар водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания. Шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом - шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 верстах от Парижа. Все эти опыты были произведены с шарами, не имевшими никаких живых пассажиров.

19 сентября того же года братья Монгольфье пустили в Версале шар, в корзине которого помещались баран, петух и утка. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали. Наконец, 21 ноября 1783 года впервые поднялись и благополучно спустились на монгольфьере люди: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд.

Сочинения братьев

  • «Доклад об аэростате» (Discours sur l’arostat, 1783),
  • «Воздухоплаватели» (Les voyageurs ariens, 1784),
  • «Записки об аэростатической машине» (Mmoire sur la machine arostatique, 1784).

Память

  • В 1883 году на их родине в Аннонэ им был открыт памятник.
  • В ряде музеев мира (Музей авиации и космонавтики в Ле Бурже, Королевский музей армии и военной истории в Брюсселе, Музей науки в Лондоне) представлены модели воздушных шаров братьев Монгольфье.
  • В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя братьев Монгольфье кратеру на обратной стороне Луны.

Библиография

  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Памятник братьям Монгольфье на их в родине в Анноне.

Оставим ненадолго в стороне политику и войны и обратимся к конструктивному и вечному - к извечному стремлению человечества в небо и к звёздам. 14 декабря исполнилось 232 года с того дня как французские изобретатели братья Монгольфье провели первое испытание своего изобретения, прославившего их в веках - воздушного шара. Нет, это не тот знаменитый полёт, когда на машине их изобретения в небо впервые поднялись двое отважных первопроходца воздухоплавания - Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Тот состоялся спустя почти год - 21 ноября 1783 года. А 14 декабря в небо воздушный шар поднялся впервые в истории.

Однако, обо всём по порядку.

Братья - изобретатели Жозеф - Мишель и Жак - Этьен родились в семье владельца бумажной мануфактуры в Анноне , в провинции Ардеш, Франция. Жозеф - 26 августа 1740 года, Жак - 6 января 1745 года. Их родителей звали Пьер Монгольфье (1700-1793) и его жена Энн Дюре (Duret) (1701-1760). В семье было шестнадцать детей. Жозеф и Жак были 12 и 15 ребёнком в семье соответственно.


Жозеф-Мишель де Монгольфье.

Жозеф, от Господа и от природы обладал задатками изобретателя, авантюрист и мечтателя, но у него совершенно отсутствовала деловая жилка.


Жак-Этьен де Монгольфье.

Жак - Этьен же наоборот обладал талантами дельца и предпринимателя. Сначала Этьена отправили учиться на архитектора в Париж. Однако, после внезапной и неожиданной смерти Раймона в 1772 году он был отозван обратно в Аннон, чтобы работать в семейном бизнесе. В последующие 10 лет, Этьен применил свой талант для технических инноваций в семейный бизнес - индустрия по производству бумаги была хай - теком 18 века и приносила большие барыши. Умнице Этьену удалось внедрить новейшие на тот момент голландские инновации на своей фабрике. Его труды привлекли внимание королевского правительства Франции, фабрика Монгольфье получила правительственный грант на дальнейшее совершенствование производства и стала образцом для подражания для остальных бумажных предприятий страны.

В свободное от основной деятельности время братья Жозеф и Жак занимались всевозможными опытами и исследованиями, приведшими их в конце к концов к уникальному изобретению — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Первым осенило Жозефа - ещё в 1777 году после того, как он однажды, проходя мимо прачечной, случайно увидел как сушившиеся над огнём простыни надувались и вздымались вверх. Он начала проводить свои первые эксперименты в ноябре 1782 года, а потом заразил своей идеей младшего брата.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», названный ими «газ Монгольфье» который мог бы поднять наполненное им легкое тело. Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным.

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В конце ноября - начале декабря 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался относительным успехом 14 декабря 1782 года. Шар Монгольфье поднялся в воздух, но сила тяги была столь велика, что они потеряли контроль над своим созданием. Шар отправился в неуправляемый полёт и, пролетев около 2 километров (1.2 мили) упал на землю, где его уничтожили случайные зеваки.

Далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.


Первая публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье 4 июня 1783 года.

4 июня 1783 года состоялась публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье в родном городе Анноне, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был научный успех, требующий однако тщательного развития. Французский изобретатель и ученый Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания — он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые теплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом — шарльерами. Первый шарльер был запущен с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. За 2 час 5 минут он пролетел расстояние 36 километров. Необходимо заметить, что все проводимые опыты ставились только шарах без пассажиров, так как возникала опасность падения конструкций с огромной высоты.

Информация об успешном запуске огромного воздушного шара дошла до верхов — Академии наук, которая предложила Монгольфье финансирование всех экспериментов. Естественно, это было заманчивое предложение, так как все средства на предыдущие опыты были из собственного кармана братьев. И тогда Монгольфье решили идти дальше — создать шар большего размера, на этот раз объемом в тысячу кубических метров и весом 450 килограммов. Несмотря на некоторые трудности в изготовлении, осенью того же года сфера была готова.

19 сентября 1783 года в Версале братья-эскпериментаторы впервые выпустили в воздух шар, в плетеной корзине которого были овца, петух и гусь. Весь полет занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. При этом зрелище присутствовали французский король - мученик Людовик XVI и его жена, королева Мария-Антуанетта.


Гусь, петух и овечка - первые воздухоплаватели.

Все трое зверушек прекрасно перенесли восьми минутное путешествие (только петух хлопал крыльями, но это от избытка чувств!) и таким образом открыли путь в небо людям. Данное событие ознаменовало новый виток в развитии воздухоплавания, необходимо было только найти более прочный материал, чтобы была возможность поднимать в воздух и людей.


Модель шара братьев Монгольфье в Лондонском Музее Науки .

Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы поднять в воздух двух человек. Младший брат начал проектировать новое изобретение, немного изменив чертежи предыдущих сфер. Новый воздушный шар разительно отличался от предшественников — он имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. Более того, он был празднично украшен — виднелась фигура царя на голубом фоне, а также знаки зодиака и многочисленные цветы.


Первый пилотируемый полёт воздушного шара с участием Пилатра де Розье и маркиза д’Арланда.

Настало время и людям испробовать на прочность воздушный шар. Жак-Этьен мечтал полетать на совместном с братом изобретении, однако их отец настрого запретил это делать. Поэтому такая честь выпала Пилатру де Розье и армейскому офицеру — маркизу д’Арланду.

Дебютный полет состоялся на западной окраине Парижа 21 ноября 1783 года. Опыт прошел достаточно успешно — воздушный шар поднялся вверх почти на один километр, а за 25 минут смог преодолеть расстояние в девять миль. Данное научное открытие буквально взорвало Францию — во всех магазинах можно было приобрести различные сувениры в виде воздушных шаров, посуда пестрила картинками с ними. Уже 10 декабря 1783 года Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в Академию наук, где их наградили за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер получил дворянский титул. В 1783 году Людовик XVI вызывает Этьена и Жозефа из Аннона в Париж, жалует им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам». За выдающиеся достижения в области воздухоплавания Людовик XVI наградил Этьена и Жозефа Монгольфье орденом Святого Михаила.

Несомненно, после столь оглушительного успеха в прессе появились сведения о том, что проект воздушного шара был придуман еще 74 года назад португальским священником - иезуитом Бартоломеу де Гужмао (о нём будет отдельный рассказ у меня в ЖЖ). Тем не менее, серьезных доводов не было приведено, да и сами опыты Гужмао особым успехом не увенчались, и данное заявление было аннулировано.

Воздушные шары братьев Монгольфье получили название «монгольфьеры» и применяются до сих пор. Это современные тепловые аэростаты, поднимающиеся за счет нагретого воздуха. Оболочка выполняется из легкой термостойкой синтетической, очень прочной ткани. Горелки, установленные в гондоле под куполом и прогревающие воздух в оболочке, работают на пропан-бутане.


Жак де Флессель.

В дальнейшем братья изготовили ещё одни воздушный шар, получивший название шар Флесселя в честь спонсора изобретателей Жака де Флесселя (Jacques de Flesselles), королевского чиновника, ставшего впоследствии первой жертвой Великой Французской революции (озверевшая толпа растерзала его на ступенях Бастилии 14 июля 1789 года). Полёт Шара Флесселя, управляемый Жозефом Монгольфье (вместе с ним было ещё 5 человек), чуть было не закончился трагедией - через 20 минут полёта оболочка шара загорелась и порвалась, пришлось совершить очень жёсткую посадку, но все, слава Богу, остались живы.

Когда 4 июня 1784 года в Лионе планировался очередной полёт воздушного шара в присутствии шведского короля Густава III , именем которого аппарат и назвали, то один из пассажиров неудачного рейса Шара Флесселя Жан - Батист, граф де Лорансен был столь напуган, да так что не захотел более искушать Фортуну и, как истинный джентельмен уступил своё место в корзине даме. Даму звали Елизавета Тибле (Thible ). Она вошла в историю как первая женщина - воздухоплавательница.


Рукопись Монгольфье, описывающая их изобретение. 1784 год.

Отмечу, что дальнейшая судьба братьев сложилась более - менее удачно. Лихолетье Французской революции и террора обошло их стороной. Жак-Этьен Монгольфье умер 2 августа 1799 года в Невшателе , Швецария, в возрасте 54 лет. Его зять Бартельми Бару де Ла Ломбарди де Кансон, женатый на дочери Жака Александрине де Монгольфье, унаследовал дело своего тестя. Ну, вы понимаете. Революция во Франции была буржуазной, поэтому Монгольфье и их родня, хотя и имели дворянский титул, но были типичными представителями буржуазии, которой (в отличие от аристократии и простонародных масс) все войны и передряги в стране только пошли на пользу, увеличив тяжесть их кошельков. Компания стала именоваться "Монгольфье et Canson" в 1801 году, затем "Canson-Монгольфье" в 1807 году. Сегодня компания Canson по-прежнему процветает, являясь одним из крупнейших производителей бумаги для художников и декораторов, а также фотобумаги. Её продукция продается в 120 странах мира.

Жозеф - Мишель тоже мирно почил в своей постели, окружённый близкими и друзьями в городке Баларук-ле-Бен (Balaruc-les-Bains) в Лангедоке 26 июня 1810 года в возрасте 69 лет.

Бумажная промышленность была одной из пере­довых отраслей производства во Франции. Одна­ко лучшие сорта бумаги выписывались из Голлан­дии, где бумажные мануфактуры стояли на более высо­кой ступени развития.

Пьер Монгольфье (отец Этьена и Жозефа) был од­ним из пионеров использования голландского способа производства, крупным бумажным фабрикантом в горо­де Аннонэ (юго-запад Франции). В эпоху религиозных войн предки Монгольфье вынуждены были бежать из Франции, но в XVIII веке вернулись на родину и основа­ли мануфактуру.

Пьер Монгольфье, войдя во владение мануфактурой в первой четверти XVIII века, вел дела с необычайной энергией и иници­ативой и передал своим детям Этьену и Жозефу передовые взгляды в области производ­ственной и научно-технической деятельности. Сыновья Монголь­фье и стали изобретателями воз­душного шара.

Жозеф-Мишель Монгольфье не имел законченного научного образования, он был талантливым изобретателем — любителем. Жо­зеф совершил пешее путешествие в столицу, где прослушал публич­ные лекции по химии и физике, в дополнение к своему самостоя­тельному изучению этих наук.

Жак-Этьен Монгольфье полу­чил систематическое образова ние в Париже, где был связан с выдающимися деятелями науки и техники: Гаспаром Монжем, Менье и другими. Этьен закон­чил в Париже строительную шко­лу и зарекомендовал себя талан­тливым архитектором. Но вско­ре он прервал научную карьеру, чтобы занять пост директора от­цовской мануфактуры. Интерес к наукам объединил братьев, по­зволил им расширить бумажное производство путем усовершен­ствования станков и заимствова­ния передовых технологий из других стран.

Аэростатические опыты нача­ли проводиться Монгольфье в 1782 году.

Сначала братья пытались пус­кать вверх мешки с водяным па­ром, буквально копируя облака. Эти опыты не особенно удались.

Вскоре Этьен ознакомился с книгой английского химика Пристли «О различных сортах воздуха», вышедшей в 1772 году, в которой ученый рассуж­дал о летучих свойствах водоро­да. Загоревшись идеей использо­вать этот газ, Этьен предложил брату надувать мешки водоро­дом. И этот опыт им не удался, так же как и Кавалло за год до этого.

Тогда братья начата опыты над пуском мешков, наполненных дымом. Один из опытных аэроста­тов емкостью 20 м3 во время за­пуска оборвал привязь и поднял­ся до высоты 300 м. Удачные ис­пытания натолкнули братьев на идею проведения показательных демонстраций своего аппарата, впоследствии получившего назва­ние «монгольфьер».

5 июня 1783 года в городке Аннонэ они провели первую пуб­личную демонстрацию. (За это позже Жозеф Монгольфье был избран действительным членом французской академии и даже по­лучил премию от императора На­полеона.)

О первом публичном опыте Этьен Монгольфье писал в пись­ме своему знакомому Фожа де Сен-Фону: «Различные части ма­шины были соединены простыми застежками с пуговицами, доста­точно было двух человек, чтобы смонтировать машину и напол­нить ее газом, но только восемь человек могли удержать ее на месте. По данному сигналу ма­шина была отпущена, поднялась с возрастающей быстротой, но замедлила движение к концу сво­его подъема. Она оставалась в воздухе 10 минут: потеря газа че­рез застежки, через швы и иные несовершенные части машины не позволили ей оставаться в возду­хе дольше… Машина опустилась так легко, что не сломала ни лоз, ни тычинок виноградника, на ко­торый она села».

После успеха в Аннонэ братья начали готовить новый опыт, ко­торый должен был состояться в Париже, в промышленном Сент-Антуанском предместье. Пло­щадку для пуска предоставил бо­гатый собственник «королев­ской» шпалерной мануфактуры Ревельон, друг Этьена.

Интересно отметить, что, когда Монгольфье присту­пил к своим работам в саду Ревельона, к нему явился молодой фармацевт и физик Пилатр де Розье, занимав­ший пост заведующего Музеем естественной истории у брата короля. Монгольфье с удовольствием принял ус­луги Пилатра де Розье и сотрудничал с ним в последую­щих опытах.

К 12 сентября новый шар Монгольфье, построенный на средства академии, был закончен. Но пуск окончился неудачей. В тот момент, когда аэростат уже наполнился горячим дымом и отделился от земли, еще держась на привязях, подул сильный ветер с дождем, шар был «разорван во многих местах… бумага размокла от дождя, и великолепная машина», стоившая стольких усилий, была разрушена. Поэтому для последующих опытов братья решили больше не использовать бумагу, обратившись к обыкновенной ткани.

Подъем шара в присутствии короля был назначен на 19 сентября, поэтому Этьен с друзьями, не теряя време­ни, принялся самым энергичным образом за постройку шара. Первый, неудачный, аэростат строили около ме­сяца. Новый шар, сделанный целиком из крепкого хол­ста, был закончен за пять дней.

Высота шара равнялась 18,5 м, диаметр - 13 м.

19 сентября в большом дворе Версальского замка состоялся подъем шара. Публика во главе с королевским семейством распо­ложилась вокруг восьмиугольной огороженной сцены, где возвы­шался помост для пуска шара. В центре помоста находилось от­верстие, над которым и помести­ли оболочку шара.

В отверстии эстрады была ус­троена жаровня, которую напол­нили соломой и рубленой шер­стью. Нижний открытый и вытя­нутый конец оболочки заправили вокруг жаровни так, чтобы обо­лочка образовала «как бы огром­ную воронку» для приема дыма. К оболочке прицепили клетку с тремя подопытными животны­ми - бараном, уткой и петухом. Разумеется, оболочка была за­креплена на привязях.

Когда публика собралась, был подан сигнал. Оболочка быстро раздулась и поднялась во всю вы­соту. Шар был выкрашен в синий цвет с золотыми украшениями в виде королевских вензелей. Гус­тая окраска шара преследовала не только эстетические, но и практические цели. Краски были замешены на квасцах и тому по­добных химикалиях и должны были сделать ткань более непро­ницаемой и несгораемой. На при­дворных такой большой и пест­рый пузырь произвел чарующее впечатление.

Когда царский двор налюбо­вался шаром, подан был второй сигнал. Привязи обрезали, и «ма­шина с пышностью поднялась на воздух», увлекая с собой приспо­собление, в котором были заклю­чены баран и птицы. Описав кри­вую, шар опустился в 3,5 км от места подъема. Максимальная высота, достигнутая шаром, со­ставляла лишь 430 м. Впослед­ствии выяснилось, что незначи­тельность высоты была вызвана двумя разрывами оболочки при пуске. Теплый воздух выходил сквозь отверстия, и шар не мог достигнуть той же высоты, что в Аннонэ.

Правительство присвоило бра­тьям Монгольфье дворянский ти­тул, представило Этьена к орде­ну, а Жозефа обеспечило пенси­ей. Академия наук дополнительно назначила братьям годовую пен­сию в 600 ливров.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ (1783 ГОД, ФРАНЦИЯ)

Рисунок с описанием шара братьев Монгольфье 1783 года: «Вид и точные размеры “Аэростата Земной шар”, который был первым». 1786

Люди всегда мечтали освоить воздушное пространство.
Рассуждая сейчас об этом, мы и представить не можем, каким знаменательным было тогда событие – первый полет на воздушном шаре.

К числу пионеров воздухоплавания относятся братья Монгольфье, которые были одержимы идеей создания летательного аппарата, с целью поднять человека в воздух.

Братья Монгольфье: слева - Жозеф, справа - Этьен (гравюра XIX в).
Во время первой публичной демонстрации их воздушного шара Жозефу было 43 года, а Этьену - 38 лет.
Изображение Этьена скопировано с портрета работы его дочери.

Француз Жосеф Монгольфье, родившийся в 1740 году, проявлял большой интерес к новым изобретениям, которые в те времена пользовались большим успехом. Вместе со своим младшим братом по имени Этьенн они постоянно думали о том, как человек сможет покорить воздух. Однажды у братьев появилась идея набить оболочку тучами, которая бы держала корзину с пассажирами, но они не знали, как воплотить эту идею в жизнь.
Как-то раз старший брат, стоя у камина, заметил, что рубашка, которую он держал над огнем, слегка раздулась, и ему в голову в ту же секунду пришла гениальная мысль. Он тут же рассказал об увиденном Этьенну и братьев заинтересовал один вопрос – какую же форму должен иметь воздушный шар, который использовался в их первых экспериментах.

На долю братьев Монгольфье выпал первый положительный успех в воздухоплавании - исходя, однако, из ошибочной идеи, что от горения особой смеси из шерсти и соломы образуется «электрический дым», способный поднять наполненное им лёгкое тело, они достигли поднятия изготовленного из бумаги шара с отверстием внизу, наполняя шар горячими газами, которые были легче воздуха, пока температура их была еще достаточно высока.

В 1782 году Братья Жан-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, увлекавшиеся вопросами динамического воздухоплавания, а также пытавшиеся экспериментировать с оболочками, наполняемыми водородом, знакомые с этим открытием, пришли к выводу, что причиной подъема облаков является их электризация.
С целью получения газа, обладающего электрическими свойствами, они начали сжигать мокрую солому и шерсть. Этот материал они использовали по аналогии с процессами, происходящими в электрографе, а воду добавляли для получения пара, схожего с составом облаков.
Свои шары (вначале они были прямоугольных форм и только затем сферические) они называли аэростатическими машинами.

Братья работали в своем саду в тайне от окружающих. Однако, когда их эксперименты, связанные с непосредственным запуском шаров стали повторяться все чаще, они начали бояться, что живущие по соседству увидят их достижение и присвоят идею себе.
Вскоре братья решили продемонстрировать запуск своего шара на центральной площади Аннона. Специально приглашенные гости должны были засвидетельствовать происходящее документально. В начале июня 1783 года братьями было организовано данное мероприятие
Один из таких шаров, диаметром 3,5 метра, был показан родным и знакомым. Шар, поднявшись на высоту 300 метров, продержался в воздухе около 10 минут. После этого братья Монгольфье построили оболочку диаметром более 10 метров, она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена бумагой и усилена веревочной лентой.

Первая публичная демонстрация полета воздушного шара, наполненного горячим воздухом, представлена на гравюре в несколько фантастическом виде.
Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года.
Был составлен протокол, который отразил все подробности полета.
Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра.

19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были баран, петух и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут.
Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти.
На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали.
Спустя два месяца первый полет на монгольфьере совершили люди.


Первый полет человека на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, состоялся в Париже 21 ноября 1783 г.
Построенный братьями Монгольфье новый шар был таких размеров: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров.
Затейливо разрисованный шар, поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа.
В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. Но король Франции Луи XVI запретил братьям Монгольфье - людям, подарившим жизнь воздушному шару, принимать личное участие в полете.

И впервые в истории в свободный полет на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье, отправились химик Жан Франсуа Пилатр де Розье вместе со своим другом маркизом Франсуа д"Арландом.
Дату этого открытия можно смело назвать началом воздухоплавания.

Корзина с двумя пассажирами весила около 730 кг.
Воздухоплаватели достигли высоты 915 метров и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км, а затем благополучно приземлились в открытой местности вблизи дороги на Фонтенбло.

Жан-Франсуа́ Пила́тр де Розье́ (фр. Jean-François Pilâtre de Rozier, 1756-1785) - французский физик, химик, один из пионеров авиации.
15 июня 1785 г. он хотел перелететь на шаре Ла-Манш, но шар загорелся, и Розье погиб со своим спутником Роменом.

Полет сам по себе был замечательным событием, но помимо этого он как бы подытоживал крупнейшее достижение химии: отказ от флогистонной теории строения вещества, рухнувшей, когда оказалось, что различные газы имеют разный вес.

С первыми полетами пилотируемых и беспилотных воздушных шаров тесно связаны имена четырех выдающихся химиков - Джозефа Блэка, Генри Кавендиша, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, чьи работы открыли путь к ясному пониманию химической природы материи.
В последующие годы в Европе было совершено множество полетов на воздушных шарах.

Воздушный шар уже давно перестал быть экзотикой.
Сегодня полет на воздушном шаре доступен всем и каждому.

Музыка - М.Дунаевский - Мэри Поппинс, до свидания!(1983) / Воздушные шары

wjday.ru - Женский портал - Wjday