Свадебная обрядность мордвы. Мордовская свадьба, ее традиции и обряды — отражение самобытности культуры Мордовии. Угощение кашей и расплетение косы

Мордовская свадьба и ее традиции имеют глубокие корни и складывались не одно столетие. В них отражен образ жизни людей того времени и идет большое смешение обычаев с соседними народами, живущими рядом с мордовцами – это русские, чуваши, татары и другие.

Свадебные обычаи как культурное наследие Мордовии

Скорее обряд свадьбы — это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха. Здесь в полной мере окунаешься в мир народной песни и поэзии. Свадебные песни постепенно перетекают из одной в другую и переходят в полноценный диалог, исполняемые и одним человеком, и целыми группами.


Свадьба как отражение семейных отношений в прошлом

Свадьба была родительским решением. Зачастую молодые видели друг друга первый раз только после нее. Базовыми критериями при выборе становились материальное благополучие семьи невесты, ее здоровье и усердие в труде. Часто взрослых девушек 20 с лишним лет выдавали замуж за мальчиков от 8 до 12 лет. Цель заключения такого брака была исключительно меркантильной: богатый отец женит сына и в доме появляется новая бесправная рабочая сила. В доме же родителей дочери с детства выполняли много работы по хозяйству, поэтому они также не стремились отдавать девушек рано замуж.

Не все свадьбы проходили в соответствии с традициями и с одобрения родителей. Девушку могли просто похитить, либо влюбленные заранее договаривались и тайно вступали в брак из-за скромного материального положения жениха или несогласия родителей.

Выйдя замуж, молодая женщина помимо своих непосредственных обязанностей по дому и уходу за мужем и детьми выполняла много другой тяжелой работы наравне с мужчинами. Приданое девушки переходило в пользование новой семьи, да и на помощь со стороны своей родни она не могла рассчитывать. Именно поэтому так много в доме девушки горечи, слез и причитаний.

Мордовская свадьба проходила с полным соблюдением обычаев и ритуалов. Условно она состоит из нескольких этапов:

  • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе
  • Свадьба
  • Послесвадебный – гуляние

Обряд сватовства

Сватовство – самый основной момент, проходящий в несколько подходов. С помощью жертвоприношений отец жениха задабривал богов и умерших предков. Затем он доставал мякиш из горбушки хлеба и наполнял ее медом. Ночью ехал к дому выбранной девушки и оставлял этот символический знак предстоящего сватовства. Затем нужно было постучать в окно и сообщить хозяину о своем намерении сосватать его дочку. Отец девушки либо выражал согласие, либо отдавал назад горбушку.

Со временем обряд стал проще. Кандидатура будущей супруги для сына, ее выбор обсуждался в семейном кругу. Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом. Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.


Обряды в доме невесты

С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти.


Обряды в доме жениха

Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты. Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги (так прогоняли нечистую силу), от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д.

Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола. При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп.

Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал молодой. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.


Обряды в семье после свадьбы

На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен.

Уникальность мордовской свадьбы заключается в сохранении традиций, которые отражают взаимоотношения членов семьи и их права. На данный момент абсолютно изменилось значение этих интересных обрядов, они остались исключительно как историческое и культурное наследие предков.

I. Введение……………………………………………………… 3

II. Основная часть……………………………………………… 5 - 13

1. Мордовская семья……………………………………………. 5

2. Свадебный обряд мордвы…………………………………… 8

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты………………….... 8

2.2 Ладямо – сватовство……………………………………… 10

2.3 Свадьбантень анокстамось – приготовление к свадьбе… 10

2.4 Чинь путома – назначение дня свадьбы…………………. 11

2.5 Одирьвань банясо шлямось – мытье невесты в бане…… 11

2.6 Эрямо парень вачкамось – укладка сундука……………. 12

2.7 Прякань панема – приготовление пирогов……………… 12

2.8 Женихень самось – свадебный поезд…………………… 13

III . Практическая часть исследования…………………………. 13-15

1.1 Опрос ……………………………………………………... 13

2.1 Интервью………………………………………………….. 13

IV. Заключение………………………………………………… 15

V. Список использованной литературы……………………….. 17

Приложение.

I. Введение.

Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.

Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Тема моей работы выбрана неслучайно. Мои бабушки, и с маминой, и с папиной стороны, - эрзянки. Я очень люблю бывать у них. Мне нравится слушать их рассказы о прошлом, о старине. Когда я была совсем маленькой, бабушка Валя, укачивая меня, вместо колыбельной часто пела надо мной протяжные мордовские песни. Спустя 3-4 года, она мне уже рассказывала об обычаях и праздниках мордвы, разучивала со мной «Колядки». Когда я пошла в школу, стала изучать родной язык, начала посещать кружок «Национальное краеведение» и петь в детском мордовском ансамбле «Лейне», который не раз был победителем и призером различных областных детских фестивалей и конкурсов. А раз, просматривая фотографии в альбоме, я наткнулась на яркие снимки, сделанные на мордовской свадьбе. Я поинтересовалась у бабушки, откуда они у нас. Бабушка поведала мне, что в нашем селе Старая Шентала в 2000 году был большой праздник «Мордовская свадьба», участниками которого стали жители нашего села. Этот обряд проходил по старинному обычаю и был несколько раз показан по телевидению. Оказалось, что в этом празднике приняли участие и мои бабушка и мама. Это стало для меня очень интересно…

Актуальность данной работы заключается в том, что мои исследования в совокупности с другими подобными будут способствовать расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма.

Цель исследования : выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы Самарской области.

Задачи исследования:

    Рассмотреть, как строились отношения в мордовских семьях.

    Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы и воссоздать целостную картину бытования свадьбы.

    Провести опрос среди учащихся школы на предмет знания и изучения родного языка, обычаев и традиций мордовского народа.

    Обобщить изученный материал и сделать выводы по изученной литературе.

Объект исследования - мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.

Гипотеза : история мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.

Методы проведения исследования

    Подбор и изучение литературы о свадебном обряде мордовского народа.

    Опрос жителей села и работа с полученным материалом.

    Изучение краеведческого материала местного историко-краеведческого музея им. М.И.Чувашева.

    Презентация проекта на общешкольном мероприятии «День мордовского языка».

    Пополнение материалов школьного музея.

В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.

I. Основная часть.

1. Мордовская семья.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Как же строились семейные отношения в мордовских семьях, например, в 18- 19 веках?

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (эрз.) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Семья и дом – синонимы. Это нашло отражение в пословицах: «Кодамо азорось, истямо и кудонь семиясь»(эрз.) - «Каков хозяин – таков и дом (семья)» ; «Эйкакш марто кудось – уцяскав кудо»(э.) – «Дом с детьми – счастливый дом».

По обычаю, во главе семьи стоял самый старший мужчина – покштя (э.), по отношению к младшим – дед или прадед. После его смерти у эрзи тут же это место переходило к старшему из братьев.

Глава семьи являлся непререкаемым авторитетом для её членов. «И царь хотел, да отец не велел» - говорится в старинной мордовской пословице. Он же был представителем семьи перед властями, общиной и церковью, платил за всю семью подати, одним словом, вёл дела дома. Он же был ответчиком за членов семьи, за их поведение. Все они не смели ослушаться и жены главы семейства. Высокий статус имела жена главы семейства – покштява (э.) (большуха, главная хозяйка). В нороде говорили: «Машты кудазорава марто кудосо рай, а беряненть марто– тоначи» (э.) – «При умелой хозяйке в доме рай, а при плохой – ад» . Её функции были чрезвычайно многообразны. Она ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Невестки находились в полной зависимости от неё. Работы между женщинами распределяла домохозяйка согласно их наклонностям и возрасту, но поровну. Она была полновластной хозяйкой кладовой. В ряде случаев у неё в руках оказывалась семейная касса.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. Кудазорава нянчила, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. Народная мудрость утверждает: «Авась чачты, а бабась касты» (э.) – «Мать родит, а бабушка растит. На свадьбе её одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почётный и значимый дар невеста подвергалась осуждению.

Отношения между мужем и женой обычно характеризовались сердечностью. Муж по всем вопросам советовался с женой. Не случайно мордовские пословицы гласят: «С соседом обходись рублём, а с женой – лаской», «Живут – друг другу угождают, друг друга уважают». .

Положение других женщин в большой семье определялось традицией обычного права, а также личными качествами и тем трудом, который вкладывали в общее хозяйство. Сильная, работящая сноха пользовалась уважением. Входя в новый дом, невестка теряла своё имя. По обычаю, её нарекали именем в соответствии с возрастной иерархией её мужа среди других сыновей. Так, жену старшего сына или брата звали Парава (пара (м.) – хорошо), второго сына или брата– Мазава (мазы (м.)–красивая), третьего– Вежава (вежа (э.) – малый). А свёкор и свекровь называли всех снох рьвяня (м.), урьвя (э.) – сноха, невестка .

В мордовских домах не существовало деления на две обособленные половины, не отгораживался специальный женский угол. Мокшанки и эрзянки не знали затворничества, участвовали в семейных и общественных праздниках, посещали женские посиделки, в отсутствие мужа могли принимать гостей.

Незамужние дочери, хотя они во всём зависели от воли родителей и в семейной иерархии находились ниже своих братьев, всё же пользовались относительной свободой и выполняли меньше работ. Большая часть времени у них уходила на подготовку приданого, свадебных подарков.

В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долблёная кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями (бусы, застёжки, бисерные воротники, головные уборы с богатым бисерным шитьём, подвески, поясные украшения). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа, она являлась неприкосновенной, и никто не имел права её растрачивать.

Дети в мордовской семье слушались родителей и повиновались им. Волю родителей мордва ставит чрезвычайно высоко. Непочтительного сына отец мог лишить наследства и выгнать из дома. Это, разумеется, не означает, что отношения между отцами и детьми у мордвы строились лишь на одном страхе. Доказывают это и мордовские пословицы: «Собаку учи дубиной, дитя – любовью», «За каждым ребёнком столько забот, сколько на голове у него волос», «Учи детей, пока малы – хороши будут взрослыми» .

В брак мордовская молодёжь, имевшая в личных делах большую свободу, вступала в большинстве случаев по обоюдному согласию. Но непременно требовалось и согласие родителей, ибо без родительского благословения брак не мыслился .

II . Свадебный обряд мордвы.

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным этапам свадьбы, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием.

Мордовская свадьба помогает увидеть красоту обычаев, традиций мордовского народа. Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов жительницы села Волковой Татьяны Ивановны (1935 г.р.), Осиповой Нины Михайловны (1928 г.р.) и Ильясовой Валентины Максимовны (1923 г.р.). Всю свою жизнь они прожили в селе Старая Шентала. Здесь они родились, выросли, выходили замуж, растили детей и теперь уже внуков, правнуков и даже праправнуков. Все самые яркие и большие события они хранят в памяти и передают нам, следующим поколениям. Безусловно, обряд мордовской свадьбы запомнился им больше всего, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие в жизни каждого человека.

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты.

При выборе невесты родители часто основное внимание обращали на имущественное положение её семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты иногда бывали старше своих женихов. Встречались браки между малолетними мальчиками 8–12 лет и девушками 20 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха путём женитьбы сына получить дополнительные рабочие руки, а родители невесты стремились как можно дольше удержать дочь в своём доме. Поэтому их раньше 25 лет не отдавали, это была самая молодая невеста. К 19 веку брачный возраст женихов и невест выровнялся. Как правило, браки заключались в своей этнической среде, но встречались и смешанные брачные союзы, особенно мордовско-русские.

    Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы//Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл.редкол.: Н.П.Макаркин, А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин и др. Сост. С.С.Маркова. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды Мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями:

Нередко, невесту жених попросту воровал.

Правда, не сам: похищение организовывали его родственники. Происходило это во время во время того, как девушка выходила за водой к озеру, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой. Её запирали в хлеву или клети у кого-то знакомых жениха и не выпускали, пока та не давала согласие на свадьбу. Такие умыкания невесты просуществовали вплоть до начала 20 века.

Когда родители жениха находили подходящую партию для сына, то, решив свататься, отец должен был взять горбушку хлеба, вытащить оттуда мякиш и заполнить медом. Ночью он садился на лошадь и клал эту горбушку на воротный столб невесты, после чего стучал кнутом в окно, говоря хозяину, что приехал свататься к его дочери и уезжал, что есть силы. За ним тут же организовывали погоню, и, если догнать отца жениха удавалось, эту горбушку ему возвращали, давали отказ в свадьбе и избивали. В противном же случае, отец невесты доезжал до дома жениха, так же стучал кнутом окно и давал согласие. Против этого обычая мордва никогда не шли, так как считали, что, несоблюдение повлечет за собой гнев богов. Могли они лишь подыграть: если жених был неугоден, например, беден, то догнать его действительно пытались изо всех сил. Если же это была хорошая партия для дочери, то догоняли «для вида»: ехали медленно и неторопливо.

2.

Во время сватовства в одном доме собиралась родня и жениха, и невесты. Каждый должен был принести с собой каравай хлеба. Уходили домой они опять же с караваями, только другими: родня невесты брала хлеб, принесенный стороной жениха, и наоборот.
На свадьбе у мордвы было очень много даров: от невесты родне жениха, от родни невесты в приданое, существовало даже, так называемое «прощание с улицей»-невеста всем девушкам, проживающим на одной улице с ней, дарила кольца перед днем своей свадьбы, а всех парней угощала вином.

В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: от 5 до 9. Каждый из них имел свое предназначение, особый внешний вид и начинку: пирог для отца невесты, матери, крестной, подружек и т.п.

3.

4.


Молодую жену обязательно представляли умершим предкам мужа: молились и просили принять ее, как нового члена семьи. Девушка же приносила им дары: рубахи, пояса, кокошники-их раздавали бедным.

Сразу же после свадьбы невеста не имела права навещать свою родню и родителей, даже если жили они через два дома. Спустя две-три недели после бракосочетания, за девушкой приезжали и увозили к отцу на месяц. По прошествию этого времени, муж со своими родителями возвращался за женой. Этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли гостить у своих родственников когда им это было угодно.

В настоящее время традиции мордовской свадьбы потерели большие изменения и во всем своей многообразии проявляются лишь в некоторых поселках и деревнях республики. Однако, есть и те, которых придерживаются даже самые современные семьи в городах республики, отдавая дань истории и культуре своего края.

Научно-исследовательская деятельность" href="/text/category/nauchno_issledovatelmzskaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">научная деятельность , первого мордовского этнографа, филолога и просветителя. В 1892г. в журнале «Живая старина» была опубликована его статья «Мордовская свадьба».

Велики заслуги в изучении культуры мордвы. В 1910 году в Петербурге вышел в свет «Мордовский этнографический сборник».

Наиболее крупной работой о мордовском народе были историко-этнографические очерки «Мордва» профессора Казанского университета.

С этнокультурой мордвы связаны исследования, известного учёного, доктора исторических наук, профессора. Это книги «Религиозные верования мордвы» (1968, 1998), «Этническая история мордвы» (1977), «Мордовский этнос» (1989), «Тайны мордовских имён» (1991), «Материальная культура мордвы» (2002) и др. Обрядовая жизнь мордовского народа рассмотрена в трудах, . Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования.

Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы.

2. Задачи исследования.

· Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.

· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы.

· Воссоздать целостную картину бытования свадьбы.

· Обобщить изученный материал.

· Сделать выводы по изученной литературе.

3. Методы исследования.

В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования:

1. Выборка материала по теме.

2. Анализ литературы по теме.

3. Обобщение изученного материала.

4. Выводы по собранному материалу.

4. Объект исследования - мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.

5. Актуальность исследования.

Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.

В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.

I. Основная часть.

1. Мордовская семья.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Как же строились семейные отношения в мордовских семьях, например, ввеках?

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд (мокш.), кудо (эрз.) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Семья и дом – синонимы. Это нашло отражение в пословицах: «Кодама азорсь, стама и кудонь семьясь»(м.) - «Каков хозяин – таков и дом (семья)»; «Эйкакш марто кудось – уцяскав кудо»(э.) – «Дом с детьми – счастливый дом»; «Цебярь идень мархта семьясь (кудсь) – павазу семья (куд)»(м.) – «С хорошими детьми семья (дом) – счастливая семья (дом)».

По обычаю, во главе семьи стоял самый старший мужчина – кудазор (м.), покштя (э.), по отношению к младшим – дед или прадед. После его смерти у эрзи тут же это место переходило к старшему из братьев. У мокши приступали к выбору нового главы семьи по истечении шести недель. Считалось, что покойный до этого срока ещё принимал участие во всех семейных делах.

Глава семьи являлся непререкаемым авторитетом для её членов. «И царь хотел, да отец не велел» - говорится в старинной мордовской пословице. Он же был представителем семьи перед властями, общиной и церковью, платил за всю семью подати, одним словом, вёл дела дома. Он же был ответчиком за членов семьи, за их поведение. Все они не смели ослушаться и жены главы семейства. Высокий статус имела жена главы семейства – кудазорава (м.), покштява (э.) (большуха, главная хозяйка). В нороде говорили: «Машты кудазорава мархта кудса рай, а аф цебярть мархта – тона ши» (м.) – «При умелой хозяйке в доме рай, а при плохой – ад». Её функции были чрезвычайно многообразны. Она ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Невестки находились в полной зависимости от неё. Работы между женщинами распределяла домохозяйка согласно их наклонностям и возрасту, но поровну. Она была полновластной хозяйкой кладовой. В ряде случаев у неё в руках оказывалась семейная касса.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. Кудазорава нянчила, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. Народная мудрость утверждает: «Тядяце шачфттанза, а бабаце касфттанза» (м.) – «Мать родит, а бабушка растит, «Тядясь шачфты, а бабась ванни» (м.) – «Мать рожает, а бабушка нянчит». На свадьбе её одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почётный и значимый дар невеста подвергалась осуждению.

Отношения между мужем и женой обычно характеризовались сердечностью. Муж по всем вопросам советовался с женой. Не случайно мордовские пословицы гласят: «С соседом обходись рублём, а с женой – лаской», «Живут – друг другу угождают, друг друга уважают».

Положение других женщин в большой семье определялось традицией обычного права, а также личными качествами и тем трудом, который вкладывали в общее хозяйство. Сильная, работящая сноха пользовалась уважением. Входя в новый дом, невестка теряла своё имя. По обычаю, её нарекали именем в соответствии с возрастной иерархией её мужа среди других сыновей. Так, жену старшего сына или брата звали Парава (пара (м.) – хорошо), второго сына или брата–Мазава (мазы (м.)–красивая), третьего–Вежава (вежа (э.) – малый). А свёкор и свекровь называли всех снох рьвяня (м.), урьвя (э.) – сноха, невестка.

В мордовских домах не существовало деления на две обособленные половины, не отгораживался специальный женский угол. Мокшанки и эрзянки не знали затворничества, участвовали в семейных и общественных праздниках, посещали женские посиделки, в отсутствие мужа могли принимать гостей.

Незамужние дочери, хотя они во всём зависели от воли родителей и в семейной иерархии находились ниже своих братьев, всё же пользовались относительной свободой и выполняли меньше работ. Большая часть времени у них уходила на подготовку приданого, свадебных подарков.

В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор , украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долблёная кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями (бусы, застёжки, бисерные воротники, головные уборы с богатым бисерным шитьём, подвески, поясные украшения). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа, она являлась неприкосновенной, и никто не имел права её растрачивать.

Дети в мордовской семье слушались родителей и повиновались им. Волю родителей мордва ставит чрезвычайно высоко. Непочтительного сына отец мог лишить наследства и выгнать из дома. Это, разумеется, не означает, что отношения между отцами и детьми у мордвы строились лишь на одном страхе. Доказывают это и мордовские пословицы: «Собаку учи дубиной, дитя – любовью», «За каждым ребёнком столько забот, сколько на голове у него волос», «Учи детей, пока малы – хороши будут взрослыми».

В брак мордовская молодёжь, имевшая в личных делах большую свободу, вступала в большинстве случаев по обоюдному согласию. Но непременно требовалось и согласие родителей, ибо без родительского благословения брак не мыслился

2. Свадебные обряды мордвы.

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным этапам свадьбы, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием.

При выборе невесты родители часто основное внимание обращали на имущественное положение её семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты иногда бывали старше своих женихов. Встречались браки между малолетними мальчиками 8–12 лет и девушками 20 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха путём женитьбы сына получить дополнительные рабочие руки, а родители невесты стремились как можно дольше удержать дочь в своём доме. Поэтому их раньше 25 лет не отдавали, это была самая молодая невеста. К 19 веку брачный возраст женихов и невест выровнялся. Как правило, браки заключались в своей этнической среде, но встречались и смешанные брачные союзы, особенно мордовско-русские.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Но имели место и другие формы заключения брака, например, умыкание невест (похищение). В «Очерках мордвы» в главе «Эрзянская свадьба» так говорит об этом: «Мордвину захотелось жениться, приметил он где-нибудь хорошую девку…вот и подговаривает он своих родственников, или товарищей – ехать за женой. Отправляются в её деревню тайком и стараются застать девку в поле, или на ключах, ну словом, где-нибудь, только непременно под открытым небом. Девку хватают и увозят. Бывали и погони за похитителями: если догоняли их на своём ещё поле, то без всякой ссоры несчастный жених должен был возвратить свою невесту её родственникам и, кроме того, заплатить ещё им пеню за бесчестье; если догоняли на чужом поле, то бывали драки: иногда жених отбивал невесту, иногда у него отбивали её, но ни в каком случае он уже не платил пени. Но если погоня настигала похитителей на их поле, то родственники невесты, поплакавши, возвращались домой».

Были известны у мордвы и браки уходом, или самокрутки, когда девушка убегала из дома. Такие свадьбы устраивали из-за бедности жениха и неспособности оплатить выкуп за невесту или из-за несогласия родителей женить парня на понравившейся ему девушке. Иногда такая свадьба происходила и с тайного согласия родителей, чтобы избежать лишних расходов на свадьбу: самоходка в пять раз дешевле свадьбы, справляемой по всей форме.

Но обычно, как бы ни были бедны родители молодых, они старались устраивать для своих детей полную свадьбу.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.)

Перед тем как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял ме­дом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на во­ротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать его дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или бра­тьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец де­вушки, подъехав к его дому, тоже сту­чал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина. Отказываться от такого сватовства мордва не решалась, опасаясь гнева богов. Однако если дочь сватали в бедный дом, то отец невесты действи­тельно стремился догнать свата, а если в богатый, то создавали только видимость погони.

Вот какое описание сватовства мокшан находим мы в «Очерках мордвы»: «Отец и мать жениха сперва приносили дома жертву Юртазораве и Кудазораве . Первая богиня усадебного места - двора, другая - дома. Пекли из теста изобра­жения разных домашних животных и с особенными об­рядами, призывая Юртазораву и Кудазораву и умер­ших предков, клали их под порог дома и под воротную верею. Принесши таким образом жертву, отец жениха отрезывал горбушку от хлеба, положенного на стол во время жертвоприношения, выдалбливал ее и клал в неё меду. В глухую полночь, тайно от всех, он отправлялся верхом к дому, где живет невеста, клал горбушку с ме­дом на столб у ворот и, постучав в окно кнутовищем, кричал:

- Сетя, монь Вешняк Мазакань -Старцень Кодайт цьоразети. Урати вешан; севк ортань столбаста кшизень мед марта и озандт.

Сказав это, Вешняк скачет домой сломя голову. Сетя встает, поспешно одевается и с детьми или родственниками, оседлав коней, скачет в погоню за Вешняком. Беда его, если Сетя догонит на дороге: изобьют его до полусмерти и бросят ему в лицо горбушку, и свадьбе не бывать. Если же не догонят, то, подъезжая ко двору свата, стучатся и спрашивают, дома ли хозяин. Он должен показаться в окно для удостоверения, что действительно успел уехать от погони, в противном случае, предполагая, что Вешняк спрятался где-нибудь на дороге, чтобы укрыться от побоев, Сетя бросает ему в окошко горбушку. Это тоже отказ. Но если отец жениха показался в окно, уже не было средств уничтожить сватовство и отказать жениху».

Второй этап сватовства – собственно само сватовство. Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. Но окончательно просватанными считались молодые люди только после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.) – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Приготовление к свадьбе невесты являлось очень важным делом, поскольку раньше невесте необходимо было иметь для себя и для даров от 10 до 20 вышитых женских и мужских рубах и платьев. Такое множество даров нельзя было быстро приготовить. Да и девушка имела немного времени, чтобы приготовить себе приданое, так как «зимой и летом девушка работает на семью, а только в май и июль – это месяца для сидения, она работает на себя». Поэтому между сватовством и самой свадьбой был достаточно большой промежуток времени.

Последний этап сватовства – назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путомо (э.). С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью. В 18– начале 19 в. невеста причитала 15 и более вечеров, к концу 19 в. – 2-4 вечера.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. Мордовская свадьба обычно проходила в «лёгкий день» - воскресенье. За день до свадьбы проводили «день каши», который символизирует прощание невесты со своей роднёй и подругами. Каждая приглашённая женщина приносила с собой чугунок каши и несколько сдобных лепёшек, а от своих мужей - по паре лаптей. Их клали затем в сундук невесты вместе с ее при­даным.

Широко распространенным предсвадеб­ным обрядом было мытье невесты в бане. Там невесте расплетали косу, мыли её последний раз. По возвращении из бани, подруги заплетали ей уже две косы (у мордвы незамужние девушки носили одну косу, а замужние – две). Посещение девичьей бани сопровождалось причитаниями. Мать невесты в этот день готовила угощения подругам, а невеста дарила им подарки – платочки, ленты.

Обязательным предметом утвари мордвы были свадебные долбленые сундуки - парь, парьня (м.); парь, аванъ парь, эрямо парь (э.). Делали их из липы с хорошо подогнанным днищем и плотной крышкой. Парь готовил свекор в подарок невестке.

Обряд укладки сундука являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато».После укладывания вещей невеста прощалась с улицей. К её дому собирались парни и девушки со всего села. Всех парней невеста угощала вином, а девушкам дарила кольца. Это было её прощание со своими сверстниками.

Утром в день свадьбы в доме жениха пекли пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел своё название и назначение. Самый большой пирог преподносили отцу невесты. Второй по важности пирог (входной пирог) облегчал поезжанам вход в дом невесты и её родственников, где она скрывалась от сватов. Другой пирог (материнское молоко) предназначался матери невесты за воспитание дочери. Пекли девичий пирог для подруг невесты. Во многих местах пекли курник. Вместо начинки внутрь клали овёс, поэтому на еду он не годился. Зато его очень красиво украшали бумажными цветами, лентами. Курник носили во время свадьбы за молодыми повсюду: в церковь, по домам родственников. Родственницы невесты тоже пекли пирог, предназначенный будущему зятю (пирог зятя).

Утром свадебного дня жених мылся в бане, надевал новую одежду. Для предохранения от нечистой силы в его одежду, на грудь и спину, втыкали иголки, после чего он вместе с родственницами отправлялся за свахой, которая играла главную роль в свадебном поезде. Обычно свахой (кудавой) бывает крёстная мать жениха. Вторым лицом по почёту и важности в поезде являлся торонь канды (м.), уредев (э.) – дружка. Его обязанность – охранять жениха и весь поезд от порчи. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты.

Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, её родственники запирали ворота и требовали выкуп. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол пироги и другую еду, и после моления начиналось угощение. По окончании пиршества родственницы невесты одаривали поезжан. Невеста в это время сидела в другой комнате, затем её выводили, и начинался обряд прощания невесты со своими родными. Вся родня начинала причитать, старухи молиться. Невеста подходит к родителям, мать благословляет её иконой, которой её благословляла её мать. Невеста эту икону отдаёт свёкру со словами: «Икону эту нужно беречь», свёкор её уводит с собой со словами: «Как благословили, так будешь жить».

После благословения урьвалят (провожатые невесты – её родные и двоюродные братья) брали невесту на руки и выносили во двор. При этом она пыталась сопротивляться, в своих причитаниях выказывала нежелание покидать родительский дом.

Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. В доме родителей мужа молодых после венчания встречали с хлебом-солью, осыпали хмелем, зерном. Когда молодых вводили в дом, устраивали моление и кормление их обедом. На колени молодой сажали ребёнка, чтобы у новобрачных родились дети.

На второй день свадьбы происходил обряд наречения невестки, ей давали новое имя, которое она носила до смерти: Мазава (э.), Мазай (м.) – красивая, Павай (м.) – счастливая, Ашава (э.) – белая, Парава (э.) – хорошая, Сырняава (м.) – золотая женщина, Вежава (э.), Вяжяй (м.) – младшая женщина.

На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Этот обычай назывался хождение молодухи. Обход домов начинался обязательно с дома уредева. В этот день молодую вели обязательно к речке или ручью, где она делала богине воды Ведь аве приношение, обычно кольцо или полотенце.

Последним обрядом свадьбы являлось моление лепёшек – сюкоронь ознома (э.), цюкоронь озондома (м.). Оно посвящалось божеству дома Куд аве, в дар молодая приносила полотенце или скатерть, а также привезённые из родительского дома лепёшки. После окончания моления поезжан угощали обедом, и они разъезжались по домам.

Через 5-6 недель после брака совершался обряд надевания молодой женского головного убора. Обряд сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам.

В настоящее время заметно упростилась свадебная обрядность. Так, исчезли былые плачи невесты. Сватовство наполнилось новым содержанием. Теперь жених и невеста в первую очередь сами договариваются о заключении брака. Но до сих пор считается крепким брак, заключённый с одобрения родителей. Шуточными и игровыми стали обычаи не пускать в дом сватов, приехавших за невестой, родственникам невесты ходить к жениху «дом глядеть», обсыпать молодых хмелем, нарекать невестку новым, «домашним», именем и некоторые другие. И всё-таки мордовская свадьба – это яркое, самобытное явление культуры. Это самое интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу торжество, которое сохранило свою важность до настоящего времени.

III . Заключение

Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине.

Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было.

История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.

В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.

IV . Библиография

1. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ – 2003г.

2. Беляева семья //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.: , и др. Сост. . – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

3. Гаушева: этнографический очерк. htt://www. *****.

4. Евсевьев свадьба. – Саранск, 1959.

5. Историко-этнографический сайт

6. Корнишина -обрядовая культура мордвы//Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.: , и др. Сост. . – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

7. Мельников мордвы. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 1981.

8. Мокшин культура мордвы: Этногр. справ. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 2002.

9. Мы – мордва! Рассказы о родном крае и мордовском народе. – Саранск: Издательский центр ИСИ МГУ им. , 2007.

10. Мокшин верования мордвы: историко-этнографические очерки. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 1968.

11. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.: , и др. Сост. . – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

12. Юрченков, или повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.

V . Приложение

Эрзянская свадьба в Саранском уезде.

"Он-ава". Так называлась кибитка, в которой размещалась невеста. Рядом - один из братьев или дядьёв ("урваля") с саблей, служившей в качестве оберега от "нечистой силы".

Фото М. Евсевьева начала XX в.

Историко-этнографический сайт

http://zubova-poliana. *****/history-marriages. htm

Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 в.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages7.jpg

https://pandia.ru/text/78/631/images/image005_28.jpg" alt="tradition-marriage4" width="220" height="304">

Невеста-эрзянка.

Белебеевский уезд Уфимской губернии. Фото М. Евсевьева начала XX в.

Женщина-эрзянка в костюме свахи. Пензенская губерния. Начало XX в.

Фото М. Евсевьева.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages91.jpg

Молодые в праздничной одежде.

Темниковский уезд Тамбовской губернии, начало XX в.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages9.jpg

Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве. Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева началаXX в.

Невеста-мокшанка.

Из фондов Мордовского краеведческого музея.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages2.htm

Jpg" alt="tradition-marriage2" width="128" height="290">

Костюм невесты-мокшанки.

Темниковский уезд Тамбовской губернии. Конец XIX – начала XX в

http://*****/node/14653/449?titles=off

Приготовление приданого.

Реконструкция. Фото из альбома "Мордовское платье".

http://*****/node/14653/450?titles=off

"Молодая", 1925 г.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages4.jpg

И. Сидельников "Вышивальщицы. Приданое", 1972 г.

http://zubova-poliana. *****/history-marriages5.jpg

МБОУ «Лицей № 4»

Музей национальной культуры

https://pandia.ru/text/78/631/images/image020_15.jpg" width="526" height="395 src=">

https://pandia.ru/text/78/631/images/image022_11.jpg" width="552" height="415 src=">

Март 2003 г." href="/text/category/mart_2003_g_/" rel="bookmark">март 2003)

Юрченков, или повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – С. 360.

Мордовская свадьба - понятие, скорее, собирательное. Все-таки традиционные эрзянские и мокшанские свадьбы имеют некоторые различия. Но общего больше, поэтому в целях лаконичности будем использовать категорию «мордовская свадьба».

Мордовская свадьба - это действительна драма. Многоактная. В ней трагические акты [всевозможные плачи, песни-монологи и слезливые обращения к родственникам] сменяются мажорными сценами. Безусловно, главные герои - Жених и Невеста, но ролей в этом свадебном театре огромное количество. Каждая свадьба - мероприятие со сложной организацией, требующее специальной подготовки, знания народной поэзии и разнообразных обрядов. Невеста в течение многих вечеров репетирует «прощание» с родным домом и «укоряет» родителей за то, что они «продают» ее.

Фото Михаила Панкова

Стоит отметить, что у мордовских народов часто между мужем и женой была приличная разница в возрасте. При этом во многих случаях старше была именно жена: девушки 25-27 лет выходили замуж за совсем юных мальчишек лет 12-14. Причины - исключительно в бытовой плоскости. Родители девушки старались удержать ее в родном доме как можно дольше, поскольку она помогала по хозяйству. А родители жениха, напротив, старались как можно быстрее женить сына, чтобы к ним в дом пришла еще одна помощница. При выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.

Мордовскую традиционную свадьбу условно можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет композиционную завершенность и наполнен большим количеством символико-магических мотивов.
Первый этап сватовства проходил в несколько дней. В первый день отец жениха брал буханку хлеба, вынимал из нее весь мякиш и наполнял медом. Ночью приезжал к дому невесты, оставлял хлеб у дома, стучал в окно и сообщал хозяину о намерении сосватать его дочь. После чего убегал: если отец девушки догонит его и отдаст буханку хлеба обратно, то значит - в свадьбе отказано.
Если все прошло удачно, то родственники совместно начинают обсуждать условия будущей свадьбы. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. Через неделю после сватовства наступал запой. В этот день родня жениха приходила в дом к невесте пировать и дарить подарки. Затем - неделя рыданий у невесты: она прощалась с вольной жизнью, громко плакала и причитала. На протяжении всей дозамужней жизни девушки готовили себе приданое: ткали рубахи, вышивали полотенца и платочки. Многое из приданного дарилось родителям жениха и его родным. Все остальное складывалось в липовый сундук «парь», его невеста забирала с собой в дом мужа.


Фото Михаила Панкова

Накануне свадьбы совершали обряд с кашей. Подружки невесты и ее родственницы приносили по чугунку с пшенной кашей. После застолья скатерть собирали и проносили над головой у самой старшей подружки невесты. Это делалось для того, чтобы она тоже поскорее вышла замуж. Все принесенные чашки из-под каши оставались в доме невесты: жених должен был видеть, сколько у будущей жены родни. В некоторых мордовских селах после обряда с кашей невеста с подружками шла во двор и бросала кольцо: кто из подружек его поймает, той следующей и пророчили скорую свадьбу. Обязательно перед свадьбой совершали обряд «девичья баня». Невеста расплетала косу, смывала с себя «вольную жизнь» и выходила из бани уже с двумя косами. Таким образом, замужнюю мордовскую девушку можно было узнать по прическе.

В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: каждый пирог имел свое предназначение и внешний вид. Пироги пекли как для отца невесты, так и для ее матери, крестной, подружек и близких родственников. Количество пирогов: от 5 до 9. Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число «пассажиров» обязательно должно было быть нечётным. Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После благополучного выкупа родители невесты благословляли молодых и везли в церковь венчаться. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней. На второй день новоиспеченный муж представлял своим умершим предкам жену. Девушка им приносила в дар одежду, которую впоследствии раздавали беднякам.


Фото Михаила Панкова

Невеста не могла приходить в гости к своим родным сразу же после свадьбы: только через две недели за ней приезжал отец и увозил ее на месяц к себе в дом. Муж приезжал за женой вместе со своими родителями, этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли свободно приходить в гости к своим родственникам.

В современном мире, конечно, сыграть такую свадьбу очень сложно. И все-таки иногда находятся желающие воспроизвести хотя бы некоторые традиционные свадебные обряды - безусловно, такая свадьба запомнится гораздо больше.

wjday.ru - Женский портал - Wjday