Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды. Cценарий праздника Иван Купала (для участия всех возрастных групп ДОУ) Праздник ивана купала дет саду

Главные составляющие этого праздника – вода, огонь и травы, без них не обходится ни одна забава, ни один обряд, ни одна купальская игра. – один из самых почитаемых, шумных и веселых праздников.

Правда до нас дошли не все традиции этого дня. Многие помнят только о том, что на Ивана Купала нужно обливаться водой:

День Ивана Купала — обливай, кого попало!

Но, существует много народных забав, которые будут интересны и детям и взрослым.

Давайте вспомним , которые можно играть на Ивана Купала, которые помогут превратить этот день в радостный праздник.

1. Игра «Молчанка»

Согласно правилам игры нужно выбрать ведущего. Каждый участник подбирает себе фанты. Они у всех должны быть разными. Для этого можно использовать листья различных деревьев, разные травинки, цветки или что-то другое.

Все участники становятся перед ведущим и громко произносят распев:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!

Как только произносится последнее слово, все должны замолчать, смеяться тоже нельзя. А ведущий смешит игроков смешными песенками, стишками, потешками, своими движениями. Если кто-то проговорился или засмеялся, должен отдать ведущему свой фант.

2. Игра «Хвостики»

Для этой игры нужна, разрезанная на столько частей, сколько участников, веревка. Каждый игрок заправляет веревку себе за пояс так, чтобы примерно 2/3 ее свисали сзади, как хвостики.

Суть игры заключается в том, чтобы отобрать «хвост» у соперника, сохранив при этом свой. Побеждает тот, кто «собрал» больше «хвостов». В игре нельзя драться, толкаться, ставить подножки. Руками можно браться только за «хвост».

3. Игра «Отдай участника»

Все игроки делятся на две команды и стают друг против друга в цепочку, держась за руки. Суть игры:
— одна команда, посовещавшись, обращается к другой с просьбой отдать какого-либо участника. Вторая команда не соглашается, а участник, которого выбрали, разбегается и бежит со всей силы, чтобы разбить цепь противника. Если цепь не разрывается – он остается в новой команде, а если разрывается – он возвращается в свою команду, забрав с собой любого из участников команды-противника.

Задача обоих команд: оставить у себя побольше игроков.

4. Игра «Водяной»

Детки берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которого «садят» в круг и завязывают ему глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.

После этих слов круг останавливается, а водяной встает и подходит к какому-либо игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним.

Если ведущий–Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадывал.

5. Игра «Золотые ворота»

Игроки делятся на две команды. Первая команда берется за руки и образует круг. Участники поднимают руки вверх и растягивают круг, чтобы образовался между ними проход.

Другая команда становиться друг за дружкой «паровозиком» и двигается «змейкой», по очереди обходя каждого игрока, проходя под образовавшимися воротами первой команды.

Игроки, которые стоят в кругу проговаривают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах участники резко опускают руки, и если кто-то из второй команды оказывается внутри круга, он там и остается и дальше не играет. Задача первой команды – поймать как можно больше участников в кругу. Побеждает тот, кто остается не пойманным. Команды меняются местами.

6. Игра «Прыжки через огонь»

Вместо огня нужно взять длинную палку. Двое участников берут палку за края, а остальные выстраиваются в шеренгу. Задача каждого участника – перепрыгнуть через палку. После того, как прыгает вся команда, палка поднимается и прыжки повторяются. Побеждает пот, кто смог преодолеть самый высокий уровень.

7. Игра «Заплети венок»

Нужно выбрать ведущего. Каждый ребенок должен определиться, каким он будет цветком. Затем ведущий по очереди называет какой-либо цветок, а участники должны, взявшись за руки, сплести венок в той последовательности, в которой их называет ведущий.

Эти замечательные, подвижные, можно играть не только на праздник Ивана Купалы, но и просто, гуляя . Главное только найти желающих, ну а с этим я думаю проблем не будет.

Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Дети разделены на подгруппы: «дельфины», «рыбки», «лягушата». На спортивной площадке для каждой группы по краю поляны расположены бассейны с теплой водой. В одном из бассейнов сидит «русалка», накрытая сетью. В центре площадки - бассейн для взрослых (героев).

Звучит музыка, вбегает Маргаритка, а Незнайка бежит к одному из бассейнов «ловить» рыбу.

Маргаритка.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Маргариткою зовут меня!

Ребята, сегодня у нас необыкновенный день. Я приехала к вам из Цветочного города, чтобы отпраздновать веселый праздник Ивана Купалы!

Незнайка ловит удочкой башмак, корягу, а затем - «русалку».

Незнайка . Ура! Ура! Поймал!

Маргаритка . Что за шум? Что за гам? Кто идет на праздник к нам?

Незнайка . Здорово, ребята! Вот сегодня повезло мне! Посмотрите, какую я рыбу поймал! В Огурцовой реке такую не выловишь!

Незнайка снимает сеть с «русалки», Маргаритка ему помогает. Как только сеть снята, «русалка» прыгает в бассейн и танцует в нем, а вокруг бассейна танцуют «рыбки».

Маргаритка . Незнайка, так это же русалка! В день Ивана Купалы в воде появляется всякая нечисть. Мне бабушка говорила, что в купальскую ночь чудеса творятся, расцветает цветок папоротника. Волшебный он, говорят, кто его найдет, тот счастливым да богатым станет. В этот день прыгали через костры, устраивали шумные игры, гадали, бегали наперегонки и обязательно играли в горелки.

Незнайка. Подождите, а что же мы будем делать с русалкой?

Маргаритка . Пусть она будет гостьей на нашем празднике.

Незнайка . Пора и праздник начинать да в «Горелки» поиграть. Становитесь парами друг за другом, русалочка - водящая.

Игра «Горелки».

Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий(ая) ходит перед ними и выкрикивает (или хором):

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги-дон, диги-дон!

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий(ая) пытается их догнать.

Незнайка . Ребята! Скажите, а кто такой Царь Морской? Русалка зовет его на помощь!

Маргаритка . Так это же её отец. Но, конечно же, какой праздник Ивана Купалы без Царя Морского?! Давайте дружно позовем его!

Дети зовут Царя Морского.

Звучит музыка, выходит Царь Морской к своему трону.

Царь Морской. Грозный я морей властитель, рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском. Весь усыпан янтарем. С праздником вас, ребята! Ну-ка потешьте мою морскую душу, покажите, как живете вы на суше.

Хоровод «В день Ивана Купалы».

Царь Морской . Что-то ты, дочь моя старшая, задумалась? Может, пожелать чего хочешь?

Русалка (старшая дочь). Да, батюшка, есть у меня желание заветное. Не хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий, а хочу я белый жемчуг со дна морского.

Царь Морской . Не печалься, дочь моя старшая, есть у тебя друзья-дельфинята и лягушата. Они тебе и помогут.

Маргаритка . Дельфинята, лягушата, выходите, со дна морского воду отчерпните да жемчуг отыщите!

Дети строятся на эстафету в затылок друг за другом по командам.

Эстафета-1 (участвуют «лягушата»).

Дети — «лягушата» — должны как можно скорее добраться с пустым стаканом до бассейна, отчерпнуть воды в стакан, встречая на пути препятствия (4 обруча, вертикально стоящие, которые держат помощники — «рыбки»). Необходимо вылить воду из стакана в ведро и передать эстафету следующему. Кто быстрее и больше наберет воды из бассейна.

Незнайка. Спасибо большое, лягушата! А теперь настало время дельфинятам достать жемчуг. Смотрите, сколько их много!

Маргаритка в бассейн бросает «жемчуг» - белые шары.

Эстафета-2 (участвуют «дельфины»).

Дети - «дельфины», прыгая из обруча в обруч, добегают до бассейна, берут один «жемчуг» (шарик), возвращаются обратно и кладут «жемчуг» в корзину и т. д.

Русалка (средняя дочь). У меня, батюшка, тоже есть желание. Что-то грустно стало мне без моих друзей и подруг. Хочу, чтобы они на праздник к нам пришли.

Звучит музыка (из мультфильма «Летучий корабль»), появляется Водяной.

Водяной.

Я водяной, я водяной.

Поговорил бы кто со мной!

А то мои подружки -

Пиявки да лягушки!

Фу! Какая гадость!

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ох, устал я что-то спать,

Захотелось поиграть.

Игра «Водяной».

В конце игры, когда все вновь сделают круг, одна из «русалочек» начинает громко плакать.

Царь Морской . Дочь моя младшая, о чем ты плачешь?

Русалка (младшая дочь). Я тоже хочу рассказать о своем желании детям. Я загадку загадаю, а если ребята ее отгадают, то отгадка оживет:

Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку спотыкалочкой. (Утка.)

Царь Морской. Молодцы! Я и для вас сотворю чудо (разводит руками).

Маргаритка . В день Ивана Купалы был такой обычай - купаться, чтобы смыть свои болезни и горести, которые накопились за год.

Царь Морской. Река - болото, рыбы - лягушки, были ребята, а стали утята (на последнее слово герои - «утята» - обливают детей водой и приглашают купаться в бассейнах).

Звучит музыка «Утята».

Царь Морской.

Я - мудрый царь, мне очень много лет.

Окончен праздник, не грустите, дети.

Водяной.

В царство нам идти пора,

До свидания, детвора!

Все герои, кроме Незнайки и Маргаритки, уходят.

Незнайка с Маргариткой продолжают играть с детьми в игры на морскую тематику.

Ольга Веснина
Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста .

Описание работы : Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов . Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.

Цель : Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей , приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи :

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.

Развивающие :

1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

Образовательные :

1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала .

2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.

3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой» , «улиткой» .

4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.

Предварительная работа :

Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала ;

Просмотр мульфильма «Цветок папоротника» (1979) ;

-разучивание хороводных движений , стихотворений, народных игр «Заря» , «Водяной» , «Ручеек» ;

Изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей) .

Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.

Ход мероприятия

Дети под народную музыку собираются в зале.

Ведущая (в венке) : Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные! (Кланяется.)

Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала , который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания ) . В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник . По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала .

Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси .

Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности .

Праздник летний наш , почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час .

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

Вед.: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана , на Купала »

ХОРОВОД «На Ивана Купала » («Волшебники двора» )

Вед.: Праздник Ивана Купала очень веселый . В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)

А теперь поиграем в игру «Ручеек»

Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)

Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.

Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)

Письмо от Березки : Здравствуйте, ребята!

Я березка у вашего детского сада!

Если препятствия пройдете , то цветок счастья вы найдете !

А препятствия, друзья, написала Вам Фея.

Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!

Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т. д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой .

Кикимора : Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!

Я – Кикимора лесная,

Я – колдунья деловая!

Делать пакости люблю;

И лягушку и змею

Положу я на обед

Вместо булок и конфет.

Я испортить праздник рада –

Лучше ничего не надо!

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )

Кикимора : Ох, как славно поиграла –

Подобрела я немало.

И растрогалась совсем,

Что кого-то, может, съем (снова пугает)

Вед.: Не пугай детей , Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!

(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!

Уберите их отсюда,

Кабы не было мне худо…

Я не буду вам мешать,

С вами буду я играть.

Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!

Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному

Кикимора : Ура! Сейчас вам Водяной задаст!

Вед.: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной» .

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)

Слова : Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,

Выходи на чуточку, на одну минуточку.

(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей , вместе с ними поет песни и т. д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.

Ведущая спрашивает у детей , что бы это могло быть (ответы детей , Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.

Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.

Эстафета «Прыжки через костер»

Вед.: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.

Кикимора : По-больше крапивы, колючек, шиповника…

Вед.: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)

Вед.: Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?

Кикимора : А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха! Надо их отгадать, а то - как напугаю!

Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!

Кикимора : Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте :

1. Какой цветок носит

И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья )

2. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик ,

Вспомню желтый. (Одуванчик)

3. Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен :

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.

Кикимора : Меня выгнать?

Вед.: Ну ты же нечистая сила?

Кикимора : Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)

Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют : Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.

К концу игры (4-5 раз, Кикимора кричит.

Кикимора : Ой-ой-ой-ой! (кружится и убегает) Боюсь, боюсь, боюсь! Водяной! Ой-ой-ой!

Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)

Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка) .

Вед.: Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)

Ведущая : Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Ведущая : А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.

(Раздает конфеты, звучит русская народная музыка) .

Вед.: Ребята наш праздник , по-моему, удался! С хорошим настроением возвращаемся в свои группы, а кто хочет - может еще потанцевать под веселую русскую народную музыку!

Праздник Ивана Купалы в детском саду

УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.

1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!

Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.

Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.

Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.

Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.

"Колечко”.

Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?

Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).

Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!

Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.

Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.

1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.

2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.

II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.

Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.

Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.

Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.

Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.

Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.

Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".

Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.

Медведь угощает детей ягодами и уходит..

Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").

Из избушки выскакивает Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.

Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.

Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.

Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.

Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.

Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.

Ведущая: Ах, вот вы какие!

Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.

Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.

Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.

Баба Яга угощает всех кашей.

Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:

Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!

Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Ку­палы можно купаться и уже не простудишься.

Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.

Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.

На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:

1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.

Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.

2. Купание кукол с приговорами:

Вода текучая,
Дитя растучее.

С гуся вода,
С дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).

Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).

3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.

Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!

Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.

Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).

Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Иван Купала!» в детском саду


Акулинина Надежда Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск.
Описание материала: данный конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель. Повышение эмоционально-положительного тонуса.
Задачи:
- Совершенствовать навык слушать музыку и выполнять танцевальные движения танца;
- Развивать игровые навыки;
- Закреплять знания о пользе воды;
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя

Ход развлечения

Ведущая – Дорогие ребята, скоро у нас праздник – Иван Купала. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. А сегодня в гости к нам придёт сам царь морской – Нептун!

Под песню «Я Водяной…» - входит Водяной.


Водяной: Здравствуйте, ребята,
Я – Водяной!
Гордый я болот властитель
Лягушек и пиявок – повелитель!
К вам вот на праздник пришёл!

Ведущая – А мы тебя не приглашали, мы в гости царя морского Нептуна ждём.
Водяной – А я чем плох? Я вместо Нептуна буду.
Ведущая – Но ты же в болотах живёшь, скучно у тебя, и вода не очень-то и чистая, а нам с ребятами в чистой воде искупаться хочется.
Водяной – А мы в болотах тоже весело живём, и вовсе не скучаем. А ну мои лягушата озорные покажите нам какие вы умелые, весёлые и забавные.

«Про лягушек» -танец.


Водяной – Какая прелесть мои лягушата… А как поют, лучше любого соловья!
Ведущая – Водяной, ступай-ка ты в своё болото, к нам сейчас с минуту на минуту сам царь Нептун придёт!
Водяной – А вот и не придет, я все пути и дороги запутал и заколдовал от скуки.
Ведущая – Как же так? Что же нам теперь делать? Ребята так ждут праздника, им так искупаться сильно в чистенькой водичке хочется.

Водяной – Да можно и расколдовать дороги-то. Колдовство исчезнет, если вы меня развеселите, и скука сама собой развеется.
Ведущая – Хорошо, Водяной, веселись вместе с нами, и пусть чары скуки развеются от нашего веселья. Так, скучать запрещается, веселиться разрешается. Есть на свете чудо остров – Чунга-Чанга, там кокосы, там бананы, и веселье целый день! Танцуют все!
«Чунга –Чанга» - общий танец.



Ведущая – Ну как, Водяной, понравился тебе наш танец? Вот скажи, тебе дождик летний, тёплый нравиться?
Водяной – Конечно, очень нравиться! Сырость я вообще люблю…
Ведущая – А танцы под дождём нравятся?
Водяной – Ой ни разу не пробовал танцевать под дождём.
Ведущая – А ты попробуй! Смотрите тучка!...

Танец под песню «Виноватая тучка».

Водяной – Молодцы, порадовали душу старому Водяному. Но чтобы дороги в лесу расколдовать, нужно знать повадки всех зверей. Поиграем в игру, я буду показывать движения зверей, а вы повторяйте и чем веселей и лучше, тем быстрее дороги расколдуются.

«Зверобика» - музыкальная игра.

Водяной – Молодцы, расколдовали лесные дороги, и меня повеселили. Скоро Царь Нептун придёт к вам в гости, а мне пора с вами прощаться, пойду к себе в болото. До свидания, веселья вам и радости!
Водяной уходит.

Музыкальные «Фанфары» - входит Нептун.


Нептун:
Гордый я морей властитель!
Рыб, дельфинов повелитель!
Мой дворец на дне морском
Весь он устлан янтарём.
Кто придёт в мои владенья,
В быстрых водах окунётся,
То, по моему веленью,
Он здоровья наберётся
И будет счастлив целый год!

Нептун – Эй, рыбка! Золотая рыбка выходи да танец чудесный покажи!

Песня «Золотая рыбка» - общий танец

Нептун – Как хорошо вы танцуете, но и я неплох. Для вас специально в этот день приготовил я игру морскую, посмотрим кто лучше всех из вас морскую фигуру покажет. Итак, играем с вами в игру –

Музыкальная игра «Море волнуется!»

Нептун – Порадовали вы меня, какие красивые фигуры мне вы показали. А теперь по морскому обычаю пойдём купаться и здоровья набираться, чтоб хватило на весь год – здоров будет наш маленький народ!

Эстафета №1: «Умывальников начальник»:
Реквизит: Тазик без воды, тазик (ведро) с чистой водой, разовые салфетки по количеству детей, чистая кружка.
Описание игры:
Дети строятся на линии старта, по команде 1-й участник бежит до тазика пустого, воспитатель из кружки льёт ребёнку на руки воду, ребёнок умывает лицо;
Бежит до следующего тазика с чистыми салфетками, вытирает лицо и руки, кладёт салфетку в тазик для использованных салфеток;
Бежит обратно по прямой, передаёт эстафету следующему участнику.
Побеждает та команда, которая вперёд выполнит задание.

Эстафета с водой №2 «Водовозы»
Реквизит: На команду – одно ведро с водой (10литров), одно маленькое ведёрко, одно большое ведро (10 литров) без воды.
Описание игры:
Участники эстафеты стоят в колонне на линии старта, по команде 1-й участник черпает маленьким ведёрком воду и переносит её в большое пустое ведро, бежит обратно передаёт ведёрко следующему участнику. Побеждает команда которая быстро выполнит задание и больше всех перенесёт воды.



Затем дети с воспитателями этой водой пойдут и польют недавно высаженные деревья.



Нептун хвалит детей за то что праздник прошёл с пользой (полили деревья), ещё раз поздравляет с праздником и прощается.
wjday.ru - Женский портал - Wjday