Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми Тест на тему работа с одаренными детьми

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым , предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым , адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Для удобства проведения диагностики мною разработаны электронные варианты опросников указанных выше методик в виде таблиц Excel с автоматической обработкой результатов. Можно высылать нужный тест родителям на электронную почту (или записать на флэш-носитель) и затем, получив от них заполненную таблицу, распечатать её вместе с результатами и графиками.

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, заместитель директора по УВР МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

Детская одаренность - это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу “Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет едва начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом, еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных. “Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года. Сам”. Таким образом, ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. С другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития - вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень - происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Эта работа о детской одаренности посвящена таким вопросам, как диагностика и выявление талантливых и гениальных детей и вопросам, связанным с воспитанием и обучением детей с необычными способностями. Эта работа поможет разобраться в трудностях, которые могут возникнуть в общении с необычными детьми.

I. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

1. Феномен детской одаренности в психологической литературе.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить - проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Известно, что темп возрастного развития неравномерен: наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкиваются с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. (5)

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад” свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим “направлениям” способностей. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению - очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

Проявления одаренности

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимание слов. Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность. Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы. Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками.

До подросткового возраста интеллект г.о. опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной функцией является развитие мышления, функции образования понятий. Память подростка опирается на мышление происходит запоминание понятиями, отношениями. Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий. К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Многочисленные вопросы ребенка, которые порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка. Одна из особенностей дошкольного детства - очень широкий спектр интересов ребенка, довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку. В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные этот -добрый, этот - злой, этот - забияка.

Встречаются две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявления неординарности, чуть ли не гениальности, следовательно формируют завышенную самооценку ребенка. Другие не видят “открытий” ребенка или стараются не показывать своего интереса к его успехам, следовательно гасят творческие идеи, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Проявите внимание к работам (поделкам, рисункам) своего малыша. Сохраните самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, вы получите возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Проблема индивидуального подхода

Природа подготавливает мозг ребенка к восприятию мира еще в утробе матери. Исследования показали, что грудные дети способны узнавать сказку, многократно прочитанную им вслух еще до рождения. Еще до рождения ребенок способен не только запоминать отдельные слова, сказанные ему, но и как бы “разговаривать” с родителями. В этом смогли убедиться 700 будущих мам и пап, которые участвовали в программе обучения внутриутробного периода жизни.Обучение начиналось на пятом месяце беременности. Сначала внимание ребенка привлекали слабым похлопыванием по животу матери два раза в день. Через два месяца у ребенка установилась реакция на этот сигнал - он отвечал шевелением. Тогда приступали к обучению так называемым “первоначальным словам”. Произношение нескольких элементарных слов родители сопровождали похлопыванием и дожидались ответа. В итоге такие дети в три-четыре месяца начинали произносить слова, в семь месяцев - ходить, к году - выговаривать трудные слова. Они научились подолгу и внимательно слушать своих родителей.

Новорожденный слышит, видит, ощущает запах и вкус, реагирует на прикосновение. Пищевой рефлекс у ребенка можно выработать в утробе матери.До двух лет дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Мозг ребенка развивается удивительно быстро к трем годам он достигает 80% веса мозга взрослого. Но возможности развития мозга ребенка в обычных условиях реализуются более чем не полностью. “Это развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми и упускается самый активный период” (А.Н. Шиповалышнов)”.

Для полноценного развития ребенка с первых дней его жизни необходимы нежность и любовь близких, постоянное прикосновение рук матери, игры, разговоры и музыка. Так как именно эмоции способствуют формированию нервной системы ребенка, развитию его мозга.Сенсорный голод в детстве - потеря невосполнимая. Ребенок должен как можно больше слышать человеческую речь. Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества Заставляйте малышей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, усложняйте задачи. Возраст от двух до пяти лет - один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Его мышление из предметного становится причинным (ребенок задает много вопросов), с возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и к пяти-шести годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы.

Многое может быть сделано не только в семье, но и в детском саду. Для любой деятельности, развивающей ребенка, есть наиболее подходящие годы и месяцы его жизни. На знании нейрофизиологии мозга ребенка должны строиться все современные методики дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. (3)

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Обучение одаренных детей

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13-14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть - семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что “перескок” через класс или несколько таких “перескоков” происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом. Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к “перескакиванию” с большими опасениями.

Второй путь - создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же - это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).Третий путь - создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

*2. Диагностика детской одаренности в психологической литературе.

С образовательной точки зрения цель системы поиска способных детей -достичь оптимального соответствия конкретной учебной программы нуждам определенной группы детей. Применительно к специальной программе для одаренных и талантливых школьников цель такой системы состоит выявление тех из них, кому данная программа принесет наибольшую пользу.

Определение одаренности

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Много здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Фундаментальное исследование Термена (1959), доказавшее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течении многих лет, высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих стандартизирующих тестов, служил, по сути, рабочим определением одаренности. В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, признающая, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. Такое широкое определение явилось полезным в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых дошкольников среди детей с сенсорными или физическими недостатками. Тем не менее Рензулли (1978) выступил с критикой определения. Он отметил, что в этой формуле смешиваются процессы разного уровня - то есть интеллектуальные творческие и лидерские способности с их конкретной реализацией в художественной сфере или в общении Рензулли так же указал, что одно из важнейших свойств индивида мотивация - осталась вне рамок этого определения.

Определение Рензулли

Рензулли предложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Применительно к дошкольникам связь между этими характеристиками и будущим успехом не рассматривалась. Таким образом, хотя определение Рензулли дает ясное представление об одаренности взрослых и, возможно, вполне валидно, правомерность его переноса на критерий одаренности дошкольников еще предстоит доказать.Другое важное соображение относительно определения Рензулли связано с возможной изменчивостью указанных им трех характеристик. Если эти характеристики или их сочетание подвержены изменениям, то вполне вероятно, что опыт раннего обучения может оказать какое-то благотворное влияние на проявление одаренности у взрослого человека. Если же, напротив, характеристики и их сочетания неизменны, то раннее образование не имеет сколько-нибудь серьезного значения. Можно предположить, что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, хотя природа этой связи до сих пор не ясна.

Альтернативные стратегии поиска

Подход в поиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в группу. Если ребенок не добивается заметных сдвигов в плане достижений или роста заинтересованности, его не трудно перевести в другой класс, в большей степени отвечающей его потребностям и способностям. Если специальная программа осуществляется в обычном классе, педагог может просто прекратить с данным ребенком занятия по специальной программе. При таком подходе разработка эффективной системы выявления одаренных детей приобретает эмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного наблюдения за успехами детей. Вариантом подхода, предполагающее непрерывное наблюдение, является предложенный Рензулли, Рейсом и Смитом (1981) принцип “турникета”. При этом подходе программой охватывается широкий круг кандидатов. Дети включаются или выходят из программы в разное время в течение всего года в зависимости от их интересов и достижений - как в рамках программы, так и вне их. Независимо от применяемого подхода, составители программы должны обосновать и процедуру поиска, и специальные учебные программы, исходя из их рабочего определения одаренности.

Модели выявления одаренных детей

Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй - на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример - поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора. Система комплексной оценки.

В последние годы, в соответствии с некоторыми программами, одаренные дети выявлялись на основе комплексной оценки. Примером такого подхода является “ резервуарная модель” Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе и результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму балов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.

Проект “RAPYHT” в университете штата Иллинойс США использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте “RAPYHT” применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае если оценка ребенка педагогом или родителем превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов для включения в программу “RAPYHT”. Таким образом, для отбора одаренных дошкольников используется два существенно различных источника информации - учителя и родители. С целью проверки данных, казанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. В отношении людей с серьезными или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизированных тестов с тем, чтобы определить, на сколько программа “RAPYHT” может быть им полезной.

Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники информации о поведении ребенка, она имеет серьезные преимущества перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества. Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способ и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также гестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей - достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.

Шкала интеллекта Станфорд-Бине.

Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100, МA-mental age, в переводе “умственный возраст”). Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI).

Тест “WPPSI” так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтесты на недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складывание фигур, шифровка, лабиринты.

Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (“SIT”)

Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Колумбийская шкала умственной зрелости (“CMMS”)

Колумбийская шкала (“CMMS”) предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, числа, размеры, символы и т.п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.

Рисуночный тест на интеллект

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания.

Стандартизированные тесты достижений для дошкольников

Стандартизированные тесты достижений предназначены для выявления детей, имеющих исключительные способности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика и естествознание. Несмотря на то, что анализ достижения в учебных предметах у детей дошкольного возраста может показаться несколько преждевременным он абсолютно необходим, если ставиться задача раннего выявления детей, имеющих уникальные для своего возраста способностей.

Непосредственно для выявления творческой одаренности Дж. Гилфордом в университете штата Калифорния были разработаны тесты выявляющие такие особенности дивергентного мышления как легкости гибкости и точности. К задачам образования адоптировал южнокалифорнийские тесты Э. Торранс.

Тесты творческого мышления Торренса

12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая - изобразительное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями и как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования в детскому саду и во всех классах школы, хотя до IV класса их нужно предъявлять индивидуально и устно.

Заключение

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

Ключ.

Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ

Примечание. Каждое правильно решенное задание оценивается в 1 балл.

Ниже приводятся сравнительные показатели выполнения теста учащимися старших классов средней школы.

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы

с одаренными детьми могут быть улучшены?

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении

работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.



7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений

б) да, если этот термин легко запомнить;

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить элю дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.

Система работа образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н. И.

Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - 204с.

по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2.Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному
улучшению в выявлении одаренных детей?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в
принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка; б)это маловероятно; в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите
свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных
личностей?

а) Да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей
детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот
теоретический материал, который поможет решить проблему?

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

13. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности . Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» - 3, «б» -1; «в» - 2.

Результаты:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»

Современные образовательные аспекты развития одаренных детей

За одаренными детьми - будущее России.

Пояснительная записка

В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:

Выявление одаренных детей;

Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;

Переход к новому содержанию образования;

Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;

Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;

Повышение педагогического мастерства;

Создание системы работы с одаренными детьми;

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе №16 города Миасса я начала в 1994 году. Уже на тот момент в школе была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.

В данной статье я хочу представить свою систему работы с одаренными детьми.

На протяжении многих лет мне приходится работать с учащимися разных возрастных групп: 5-9 классы, 10-11 классы. Последние пятнадцать лет работаю в классах «Лидер» (дифференциация и отбор учеников по уровню обученности), в классах профильного обучения (социально-гуманитарные).

Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:

1) личностно-ориентированное обучение;

2) информационно - коммуникационные технологии;

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап - внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап - заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися :

1. Создание и постоянное совершенствование методической системы и работы с одарёнными учащимися.

Результативность.

Систематическая работа с одаренными учащимися дает положительные результаты. В 11 «В», гуманитарном классе, по литературе в прошлом учебном году выросло качество знаний учащихся до 86% , в 9-Д (класс «Лидер») - до 97%. Удалось наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют удачные выступления ребят (таблица прилагается).

1.Урочная деятельность

Формы работы с одарёнными детьми:

Разноуровневое обучение.

Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Нужно уже на этом этапе поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.

Профильное обучение.

С 2006 года в школе реализуется профильное (социально-гуманитарное) обучение, которое предусматривает более глубокое изучение литературы. Кроме этого выделяются часы на элективные и факультативные курсы по предмету. Такое обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Не случайно, что уже несколько лет подряд мои выпускники выбирают такой сложный экзамен, как литература, и сдают его вполне успешно.

Учебный творческий проект.

Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные проекты (материальные или интеллектуальные) приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.

На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны приступать уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.

Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».

Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):

мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры

2. Внеурочная деятельность

К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным олимпиадам, подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.

Элективные курсы

На всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по литературе и русскому языку. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:

Позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении

предмета;

Позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению

предмета;

Создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

Создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

К концу сентября учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Нужно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Иногда к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается, но это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

Консультации

Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ЕГЭ, ГИА.

Олимпиады

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада - один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания по литературе на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

Научно-исследовательская деятельность

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога - создать и поддержать творческую атмосферу.

Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» с научно- исследовательскими работами в различных секциях «Лингвистика», « Литературоведение», «Искусствоведение», «Литературное краеведение», «Этнография и фольклор».

Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· выбор темы, постановка проблемы;

· изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;

· индивидуальная работа педагога с учащимися, научный комментарий;

· оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к защите работы.

Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Успехи моих учеников - это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Работа с одаренными детьми

2016 год

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

Способности

Шевченко Юлия

Гузеева Лиза

Гринькова Лиза

Горшкова Катя

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные; интерес к предмету русский, литература.

Конкуры сочинений, стихов, «Проба пера», предметные олимпиады, предметные чемпионаты Творческие проекты

Реймер Ирина, Мундт Алиса, Погонялкина Ирина, Тараканов Дима, Маслова Лена, Звонарева Влада, Булатова Влада

По уровню: высокие;

интерес к предмету русский, литература.

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Конкуры сочинений, стихов;

Творческий проект

Задорогин Денис

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

Школьные и муниципальные НПК секция «Искусствоведение»

предметные чемпионаты.

Жукова Надежда

Петрова Евгения

Манакова Кристина

Насыров Артур

Баклакова Ангелина

Матвеева Ольга

Полева Юлия

По уровню: высокие;

Конкуры сочинений, стихов.

Работа в школьной газете «ШАНС»,

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты

«Лингвистика»

Аброськина Наталья

Сингатулина Жанна

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Конкуры сочинений, стихов

Участие в «Пробе пера».

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческий проект

НПК секция «Журналистика»

Калмыкова Ксения

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческие проекты

НПК секция «Литературоведение»

План работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год. учителя русского языка и литературы Валеевой Ф. Р.

Проводимые мероприятия

Сроки

Класс

Одаренные дети

Ожидаемый результат

Достижения (на конец года)

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык)

сентябрь

10-е классы

Призовые места

на школьном этапе олимпиады

Победители и призеры

Международный

конкурс - игра

«Русский медвежонок- языкознание для всех »

6-А (5 человек)

8-Д (22 человека)

10-е классы (15 человек)

Призовые места в конкурсе

Призовые места по школе

«Молодежный чемпионат по литературе»

Задорогин Денис

Погонялкина Ирина

Призовые места в конкурсе

Подготовка к

городскому этапу олимпиады по предмету (литература, русский язык)

Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова

Победители, призеры

(3, 4 место по литературе)

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 1 поток

6,8, 10 классы

27 человек

Призовые места в конкурсе

Есть призеры и победители на муниципальном и региональном уровне

Работа школьной газеты «ШАНС»

В течение года

12 человек

Участие в конкурсах

1 уровень

28 человек

Призовые места

10 человек вышли на муниципальный уровень

Всероссийский конкурс «Проба пера»

Гринькова,

Аброськина, Сингатулина

Призовые места

Гринькова- дипломант

Школьный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

Январь-февраль

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»), Калмыкова (секция «Литературоведение»), Насыров (секция «Этнография. Фольклор»), Аброськина, Сингатулина (секция «Журналистика)

Победители, выход на муниципальную НПК

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 1 место

Муниципальный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

Победители, призеры

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 3 место

Калмыкова (секция «Литературоведение»)-

Участие в муниципальном конкурсе, посвященном стихам татарского поэта Мусы Джалиля.

Шевченко Ю., Вдовина К., Жукова Н.

Выход на региональный уровень

участник

Участие в муниципальном конкурсе «Живая классика»

Шевченко, Гузеева

Жукова Н.

Выход на региональный уровень

Диплом 2 степени

Участие в южноуральской НПК «Шаг в будущее»

Калмыкова К.

Победитель, призер

Призер, диплом 2 степени

Областной конкурс военно-патиотических исследовательских работ

Петрова Е.

Победители, призеры

Диплом 3 степени

Муниципальный конкурс на лучшего чтеца «Живая классика»

Жукова Надежда

Диплом 2 степени

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 2 поток

Победители

Конкурс продолжается

Южноуральская олимпиада «Звезда».

2 уровень

Звонарева, Коршунова

Жукова, Захарова, Полева

Выход на 3 уровень

Олимпиада продолжается

Муниципальный конкурс стихотворений и сочинений о ВОВ

Гринькова, Шевченко

Аброськина, Жукова

Выход на региональный уровень

wjday.ru - Женский портал - Wjday